Ви є тут

Пути расширения выразительных возможностей деревянных духовых инструментов в музыке второй половины XX века

Автор: 
Вискова Ирина Владимировна
Тип роботи: 
диссертация кандидата искусствоведения
Рік: 
2009
Артикул:
172507
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Том I
Содержание Предисловие Введение Раздел 1.
К проблеме выразительности деревянных духовых 7
2
5
7
инструментов.
Раздел 2. Основные этапы эволюции технических средств и 13 выразительных возможностей деревянных духовых инструментов в отечественной инструментоведческой литературе Х1Х-ХХ веков.
2.2. Формирование представлений о технических и выразительных 18 возможностях деревянных духовых инструментов в отечественной инструментоведческой литературе Х1Х-ХХ веков.
1 глава. Деревянные духовые инструменты во второй половине XX века. 24
1.1. Основные факторы звукообразования на деревянных духовых 25 инструментах.
1.1.1. Материалы, используемые при изготовлении деревянных 27 духовых инструментов.
1.1.2. Форма звукового канала и раструб. 30
1.1.3. Передувание и его роль в исполнительской практике. 33
1.2. Генерирование звука на деревянных духовых инструментах. 34
1.2.1. Амбушюр. 35
1.2.2. Трость. 41
1.2.3. Мундштук. 43
1.3. Конструктивные особенности деревянных духовых инструментов. 46 § 1. Конструкция деревянных духовых инструментов. 46
§2. Аппликатура на деревянных духовых инструментах. 52
1.4. Разновидности деревянных духовых инструментов. 57
1.5. Формирование тембровых и динамических характеристик 73 деревянных духовых инструментов.
§1. Диапазон инструмента. Абсолютная высота и настройка. 73
§2. Формирование тембровых характеристик деревянных духовых 78 инструментов: тембр и регистры.
§3. Динамические характеристики деревянных духовых инструментов. 85 §4. Технические возможности деревянных духовых инструментов. 88
2.1. Этапы эволюции инструментоведческой мысли в России.
13
1.6. Формирование национальных исполнительских школ. 91
II глава. Тембро-интонационные возможности деревянных духовых 98 инструментов в системе средств музыкальной выразительности.
III глава. Система тембро-звуковых средств как основа выразительности 114 деревянных духовых инструментов во второй половине XX века.
3.1. Основные тембро-звуковые элементы, сложившиеся в 114 исполнительской практике на деревянных духовых инструментах во шорой половине XX века.
3.1.1. Тембровая окраска звука. 115
3.1.2. Звуковысотные возможности инструмента и связанные с ними 118 представления о диапазоне и регистрах.
3.1.3. Эффекты объемного звучания. 120 §1. Vibrato
§2. Приемы, производные от vibrato. 125
§3. Frullato. 126
3.1.4. Флажолегы как эффекты спектрального звучания. 127
3.1.5. Динамические возможности как средство инструментальной 132 выразительности.
3.1.6. Артикуляция и штрихи. 135
§ 1. Артикуляция. 135
§2. Штрихи. 138
3.2. Тембро-звуковые структуры как производные компоненты 145 тембровой выразительности.
3.2.1. Глиссандо. 145
3.2.3. Трели и тремоло. 150
3.2.4. Тембровая орнаментика. 153
3.2.5. Тсмбральная переокраска звука. 156
3.2.6. Микроинтервалы в исполнительской практике на деревянных 158 духовых инструментах.
3.2.7. Полифония в исполнительстве на деревянных духовых 160 инструментах.
3.2.8. Человеческий голос как элемент тембровой полифонии. 166
3.2.9. Тембровые эффекты. 167
3.3. Претворение принципов фольклорного исполнительства на духовых 171 инструментах в технике композиции второй половины XX века.
3.4. Проблемы терминологии в современной исполнительской практике 178 на деревянных духовых инструментах.
3
Кларнет обладает аппликатурной системой более сложной, чем у других деревянных духовых инструментах, в результате чего даёт несколько вариантов извлечения одних и тех же звуков. Подобная аппликатурная сложность проистекает из квитирующих свойств инструмента, в результате чего необходимо заполнить не интервал октавы, как на других деревянных духовых инструментах, а интервал дуодецимы.
Шесть основных голосовых бесклапанных отверстий образуют звукоряд Є-сіш &а-И-с,-с11-е,-'/їз,)і при псрсдувапии в дуодециму они дают звукоряд с?-е2-Г^-а2-П2 -сіб3. Образовавшиеся «окно» в диапазоне от gl до сії2 заполняют при помощи нескольких дополнительных отверстий и клапанов.76 Многие поколения кларнетистов испытывали неудобства из-за необходимости снимать указательный палец левой руки с его основной позиции на верхнем голосовом отверстии, для того, чтобы управлять закрытыми клапанами для нот ^ -а'-Ь1. Были изобретены варианты механики, когда эти клапаны стали действовать благодаря их соединению с кольцевыми клапанами. Однако большого распространения подобные технологические конструкции не получили77.
Также как и на флейте, на кларнете используется система Бёма и позднейшие её варианты78. Бёмовский кларнет имеет до 7 кольцевых клапанов («очков») и от 17 до 20 прочих клапанов, в результате чего на нем используют одновременно несколько параллельных аппликатур, особенно дублирующих действия мизинца. При извлечении основного звукоряда регистровое отверстие держится закрытым. Его открывают только при извлечении, так называемых,
76 Диапазон от g7 до cis* заполняется следующим образом: делают специальное отверстие для большого пальца левой руки, открытие которого даёт g7; рядом с ним находится специальный регистровый клапан, который при передувании дает ноту Ь1, и также управляется большим пальцем левой руки; дополнительные отверстия для нот gis1 и а', с клапанами управляющимися указательным пальцем левой руки; нота А7 образуется за счет передування самой низкой ноты диапазона е.
п К подобным моделям относится Mazzeo system, которая была изобретена американским кларнетистом Р.Маццео (Rosario Mazzeo, 1911-1997) в 1961г. Его главная особенность -управление одним из пальцев правой руки кольцевым клапаном, который открывает третий трельный капан для исполнения ноты Ь1 вместо использования регистрового клапана. Таким образом он избегает необходимости использовать клапан регистрового отверстия. Эта аппликатура дублируется традиционной. McIntyre system была запатентована в Америке в 1959г. Робертом и Томасом Маккитрс (Robert and Thomas McIntyre), предназначена для управления нотами a1- as'-b1 [Приложение 8с]. Применяются только кольцевые клапаны левой руки, что позволяет не менять позицию левой руки. Недостатки в сложной механики конструкции значительно утяжелющей вес инструмента. NX system создавалась американским акустиком и кларнетистом А. Бенадэ {Arthur Denude, 1925-1987) с 1970г. по 1987г.
7S Кларнет системы Бёмы был сделан около 1839-43г. в содружестве кларнетиста Гиацинт Элеонор Клозе (Hyacynth Elêonare Klosê, 1808-1880) и мастером Бюффе (Louis-Auguste Buffet, 1816-1884). Инструмент был построен согласно тем же самым акустическим идеалам, что и флейта, с применением кольцевых клапанов. В XX веке используется два варианта системы Бема: полностью Ьемовская механика и упрощенная система кларнета Бема или simple system.
55
«зажатых» тонов g', gis1, а’, b'. Регистровый, или, так называемый, дуодецимный клапан, открыт для всех нот выше первого передутого И. На практике кларнетисты опытным путём подбирают такие аппликатурные комбинации, которые обеспечивают наилучший интонационный результат.
На фаготе системы Геккеля (Wilhelm Heckei, 1856-1909) находится 24-25 звуковых отверстий. Шесть основных отверстий закрываются подушечками пальцев, остальные клапанами79. При полностью открытых клапанах извлекается / Три отверстия находятся на «флигеле»: последовательное их закрытие от первого пальца левой руки даёт е, d, с, три отверстия находятся на «сапоге»: последовательное их закрытие от первого пальца правой руки даёт H, A, G. Кроме этого, левый большой палец управляет группой клапанов на «крыле» для взятия самых низких ног (Д С, #/, В}). Поскольку ствол внизу делает резкий поворот, левая рука управляет не только нижними нотами на большом колене, но и верхними нотами на крыле. На фаготе есть три октавных клапана, несколько хроматических и несколько трельных80. На «эсе» находится крошечное псредувнос отверстие, которое автоматически закрывается миниатюрным клапаном и облегчает взятие верхних нот. При исполнении нижних нот он закрыт. Фагот единственный деревянный духовой инструмент в игре на котором участвует все десять пальцев исполнителя81.
Существуют некоторые аппликатурные различия у фаготов немецкой и французской системы, например, в расположение клапанов левого большого пальца, разница во взятии нижнего Esn.
Благодаря основному звуковому ряду современного фагота, состоящим из 8 отверстий и ряда клапанов, охватывается часть диапазона от Я/ до/ Каждый из этих тонов имеет один основной аппликатурный вариант. Основой для получения звуков выше / служит персдуваиие во второй обертон, а также в третий, четвёртый, пятый обертоны. Для извлечения звуков третьего, четвертого или пятого обертонов используются сложные аппликатурные комбинации, где дополнительно открываемые верхние отверстия служат октавными клапанами по отношению к закрытым нижним.
79 Клапан - у музыкальных духовых инструмеїлгах - крышечка (в отличии от кольцевого клапана), с помощью которой закрывается или открывается отверстие в корпусе инструмента. Посредством сложном система рычагов и валиков, клапаны удобно подведены под пальцы исполнителя.
80 На фаготе могуг быть установлены следующие специальные трельные клапаны:
СШОІЇ, Е/Гп или С, О и ГИ (в зависимости от конструкции инструмсчгга).
81 На флейте, гобое, кларнете используется 9 пальцев исполнителя.
82 Ннжнсс £5 берется на французском фаготе большим пальцем левой руки, на немецком -четвертым пальцем правой.
56