2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр.
ВВЕДЕНИЕ........................................................... 3
Глава I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ РАЗВИТИЯ МУЗЫКИ
ДЛЯ БАЯНА (1920-е - 1-я половина 1980-х годов)... 18 Глава 2. НАРОДНО-НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИСТОКИ В БАЯННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1960-х - 1-ой ПОЛОВИНЫ 1980-х ГОДОВ .................... 60
Глава 3. ПРОБЛЕМЫ РАСКРЫТИЯ ТЕМБРОВЫХ РЕСУРСОВ В
СОВРЕМЕННОЙ БАЯННОЙ МУЗЫКЕ ........................... 96
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................... 130
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ ................... 135
ПРИЛОЖЕНИЕ
ЮТНЫЕ ПРИМЕРЫ.....................................................169
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования» Особенностью функционирования баяна как музыкального инструмента является постепенное укрепление его позиций в области академического профессионального музицирования. Названный процесс, обусловленный стремлением баянистов к реализации значительного художественно-выразительного потенциала баяна, в первую очередь, выражается в используемом репертуаре. Поэтому музыка, создаваемая для баяна советскими композиторами, относится к области отечественной культуры, настоятельно требующей изучения.
Ситуация, в которой находится народно-инструментальное искусство во второй половине восьмого десятилетия XX века, является непростой. Сегодня нельзя говорить о том подъеме, который был характерен для 1960 и 70-х годов. При попытках выяснить причины тревожного состояния возникают дискуссии, обнаруживаются спорные суждения. Ставятся вопросы о правомерности академического направления в исполнительстве на баяне, как и на всех других усовершенствованных народных инструментах. Высказываются сомнения по поводу самого определения их как народных. Критике подвергается существующая система обучения игре на таких инструментах от детской музыкальной школы до консерватории, якобы мешающая плодотворному развитию подлинно фольклорного музицирования. Среди причин падения общественного интереса к баяну нередко указывается чрезмерное увлечение исполнителей "оригинальным" репертуаром и, вследствие этого, - забвение народных истоков инструмента. Между тем, именно изучение современных произведений, написанных
18
Глава I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ РАЗВИТИЯ МУЗЫКИ
ДЛЯ БАЯНА (1920-е - 1-я половина 1980-х годов)
Согласно известному ленинскому требованию процессуальное™
научного подхода к предмету исследования необходимо остановить-
* I
ся на этапах формирования советской музыки для баяна. Ибо только в сравнении представляется возможным показать новизну ее современного развития.
Периодизация баянной литературы, выполненная в настоящей работе, в общих чертах совпадает с общепринятой периодизацией этапов развития советской музыки. Это 1920-е, 1930-е годы, период Великой Отечественной войны 1941-45 годов, первое послевоенное десятилетие, рубежный период 1950-60-х и 1960-е - 1-я половина 1980-х годов. Но в то же время история баяна как инструмента и специальной музыкальной литературы для него имеет свои отличительные особенности. Так, 1950-60-е годы характеризовались значительным ростом всех сторон исполнительства баянистов, что повлекло за собой перемены во взглядах на возможности инструмента и роль этого вида искусства в отечественной культуре. Обозначился своеобразный поворот, наметивший главные направления современного развития изучаемой области. Ввиду важности названный период будет рассмотрен более подробно.
* В.И. Ленин учит "не забывать основной исторической связи, смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как известное явление в истории возникло, какие главные этапы в своем развитии это явление проходило, и с точки зрения этого его развития смотреть, чем данная вещь стала теперь". - Ленин В.И. 0 государстве. - Поли. собр. соч., т.39, с.67.
19
1920-е годы. Если для всей отечественной музыкальной культуры это самостоятельный этап с многообразными неоднородными внутренними тенденциями, с солидным количеством создаваемых произведений, то для баянной ветви его можно считать лишь подготовительным. Причина этого - отсутствие художественно ценных, прошедших проверку временем, сочинений. Образцы этого периода могут быть свидетельством народного бытования гармоники, одним из примеров чего является "Русско-деревенская пляска" В. Зарнова.
Значение 1920-х годов для развития исполнительства баянистов и баянной литературы определяется характером происходящих в этой области событий.
В данный период впервые осознается важная роль гармоники в культурно-просветительной работе. A.B. Луначарский образно назвал гармонь той "синицей" в руках рабочих, с помощью которой они придут к большому искусству [б, с.395]. Такую функцию инструмента, а также создаваемой для него музыки можно назвать "посреднической".
Зарождение положения о "посреднической" функции гармоники-баяна связано с политическими задачами привлечения на сторону советской власти широких масс трудящихся, особенно в деревне. Используя как одно из средств гармонику, комсомол развернул борьбу за новый быт, против кулачества.* Особая актуальность "посреднической" функции баяна в 1920-х годах была обусловлена неразвитостью технических средств коммуникации.
Острое противоречие между огромным интересом к гармонике и музыкальной неграмотностью исполнителей выявилось в ходе многочисленных смотров и конкурсов любителей игры на народных инструмен-
* Специальному изучению роли гармоники в культпросвете-работе 1920-х годов посвящена диссертация Е.И. Максимова [435].
- Київ+380960830922