Ви є тут

Хор в творчестве А. Шнитке

Автор: 
Бевз София Викторовна
Тип роботи: 
диссертация кандидата искусствоведения
Рік: 
2001
Кількість сторінок: 
241
Артикул:
172983
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Оглавление
Введение............................................................3
Глава I Кантатно-ораториальные жанры...............................28
Реквием...........................................................36
Вариации на тему Фауста..........................................50
Глава II Сочинения для хора a cappella.............................77
"Minnesang"........................................................77
Хоровой триптих: Три хора, Хоровой концерт, "Стихи покаянные"......88
Глава III Хор в симфониях и музыкально-театральных жанрах............................................................118
Заключение. Особенности хорового стиля............................150
Интонация и слово...............................................150
Фактура..........................................................164
Гармония.........................................................168
Эволюция стиля..................................................173
Нотные примеры....................................................177
Приложение 1 Список сочинений А. Шнитке...........................217
Приложение 2 Сравнительная схема Реквиема.........................225
Приложение 3 Текст "Sonnengesang".................................226
Приложение 4 Схема онеры "История доктора Иоганна Фауста".........229
Приложение 5 Схема лейтмотивов в кантате А. Шнитке "История доктора
Иоганна Фауста"...................................................230
Приложение 6 Сюжет Rosenkranz в четвертой симфонии А. Шнитке......231
Список литературы.................................................232
Введение
А.Г. Шнитке (1934-1998) — одна из ключевых фигур в музыкальной культуре второй половины XX века. Творчество этого композитора аккумулировало в себе важнейшие тенденции в развитии современного искусства. В 60-е годы Шнитке, наряду с А. Волконским, С. Губайдулиной, Э. Денисовым, А. Пяртом, творчески осваивает достижения западного музыкального авангарда. Позднее теоретически и практически разрабатывает технику музыкальной полистилистики — соединения разнородных стилистических элементов в рамках одного композиторского стиля, произведения.
Будучи в авангарде музыкальной культуры, композитор, однако, не чужд традиции, испытав на себе множественные влияния. От Стравинского Шнитке унаследовал эволюционный дух творчества, не позволяющий останавливаться на однажды достигнутом, стилистические метаморфозы, от Малера — способность к преображению банального, повседневного звукового материала. Влияние Берга обнаруживается в сочетании обнаженной экспрессии и строгой конструктивной логики. Многое сближает Шнитке с Шостаковичем, чьим последователем его часто называют. Это и жанровые предпочтения —основой творчества обоих композиторов были симфонии и камерные жанры, направленность образов, сочетающих в себе глубокий трагизм и гротеск, символичность музыкального языка, трактовку формы — принцип открытых финалов.
Идея полистилистики, с которой часто связывают имя Шнитке, относится к числу тех, которые что называется «носятся в
-23-
традицией русского хорового концерта, симфоничность, достигаемую использованием всех ресурсов хора, виртуозное сочетание разных гармонических техник.
Большой интерес представляют многочисленные исследовательские статьи о Шнитке, хотя и косвенно затрагивающие проблемы хорового творчества Шнитке, но дающие чрезвычайно много в понимании общих закономерностей его стиля, поэтики, эволюционных процессов творчества. Первенство здесь принадлежит С. Савенко, неоднократно обращавшейся к музыкальному феномену Шнитке. Этапы творческой биографии, динамика стиля и секреты мастерства композитора стали объектом внимания автора в монографическом очерке «Портрет художника в зрелости» — одном из первых исследований о композиторе1. Назовем и другие ее статьи разных лет, в которых музыка Шнитке рассматривается на фоне ведущих тенденций современной культуры и искусства: «Есть ли индивидуальный стиль в музыке
9 Я
поставангарда?» , «Музыка А. Шнитке как язык современности» , «Заметки о поэтике современной музыки»4, «Послевоенный музыкальный авангард»5.
Из исследований других музыковедов выделим статьи, направленные на выявление интегрирующих начал в музыке композитора, с разных точек зрения рассматривающие феномен его стилевой универсальности: Л. Гильдинсон "К проблеме единства стиля в произведениях А. Шнитке 70-80-х годов"6; Е. Чигарева
1 Журнал Советская музыка, М., 1981, №9, с.35-42.
2 Журнал Советская музыка, М., 1982, №5, с. 117-122.
3 В сб.: Музыка. Культура. Человек, Свердловск, 1991, с. 144-152.
4 Современное искусство музыкальной композиции, М., 1985, вып.79, с.5-16.
5 Русская музыка и XX век, М., 1997, с.407-432.
6 Современная музыка 70-80-х годов: стиль и стилевые диалоги. М., 1986, с.80-104.
"Семантическая организация в произведениях А. Шнитке 70-80-х годов"1; А. Вобликова "Первая симфония А. Шнитке и "Репетиция оркестра" Ф. Феллини: параллели и контрапункты"2.
Необходимо также назвать литературу о современной хоровой музыке, где сочинения Шнитке рассматриваются наряду с хоровыми произведениями других композиторов. Это книга Ю. Паисова "Современная русская хоровая музыка" (М., 1991), в которой дается широкая панорама хорового искусства второй половины XX века (с 1945 по 80-е годы). Автор освещает хоровое творчество современных композиторов в хронологической последовательности, в аспекте жанровой системы и выразительных средств. Специально рассматривая современные интерпретации жанра хорового концерта, автор отдельно останавливается на Хоровом концерте Шнитке. Проблемы стиля и жанров хоровой музыки русских советских композиторов второй половины XX века разрабатывает Г. Григорьева в книге "Русская хоровая музыка 1970-80-х годов" (М., 1991). Анализ "Minnesang" Шнитке приводится в ней как пример усвоения хоровой музыкой приемов и техники, свойственной инструментальной культуре.
Из работ последнего времени отметим статью Ю. Паисова
л
"Мотивы христианской духовности в современной музыке России" , где два крупных сочинения Шнитке для хора а cappella — Хоровой концерт и «Стихи покаянные» анализируются в связи с темой Покаяния, а также учебное пособие И. Батюк "Современная хоровая музыка. Теория и исполнение" с очерком о Хоровом концерте Шнитке (книга составила основу спецкурса, читаемого на
1 Проблемы традиций и новаторства в современной музыке, М., 1982, с. 144-165.
2 Мир искусств, М., 1991, с.253-264.
3ТГсб7Традицйбнныс жайры русской духовной музыки и современность. М., 1999, с. 150-189.