Ви є тут

Концепция творческого обучения Карла Орфа : История, теория, методика

Автор: 
Тютюнникова Татьяна Эдуардовна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
1999
Артикул:
1000231858
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
Содержание
Содержание...................»..........»....................................................2
Введение.........................................................................«...........3
Глава 1 История возникновения музыкально-педагогической концепции Карла
Орфа.........................« / 7
§ 1. Идеи реформы музыкального воспитании в Германии ..........................«......«...17
§ 2. Идеи мусического воспитания в Германии ............................... «.«.......20
§ 3. Идеи музыкально-ритмического воспитания Жак-Далькроза..........................«.««..23
§ 4. Молодежное музыкальное движение......«««».».«.......»......»....................... 28
§ 5. “Элементарная музыка” - центральное понятие концепции Карла Орфа 30
§ 6. Работа К. Орфа в Гюнтершуле и создание Шульверка ......................»...«.«...»..34
Глава 2 Шульверк— "букварь элементарной музыки ”............................................41
§ 1. О понятии элеменIарная музыка «.......»»м...«.«...».....»...«.42
1.1. Техника элементарного стиля.......................:................................49
1.2. Шульверк— "культурологическое открытие К Орфа".................................... 51
§ 2. Речь, движение, музыка — основные средства педагогики Орфа.» .......................55
2.1. Речь...............................................................................57
2.2. Движение...........................................................................62
2.3. Музыка: игра на музыкальных инструментах н пение.................................. 67
§ З.Импровизационность — суть концепции Карла Орфа 76
Глава 3 Психологические и методические вопросы претворения концепции Орфа в педагогической практике............................................................. 84
^ 1 Шульверк —игра в музыку дня детей 85
1.1 Урок по принципам Орфа..............................................................90
§ 2 Некоторые методические вопросы педагогики Орфа. ........................„„«„„.....»«.95
2.1. Составление программ на основе Шульверка..................................................................................... 95
2.2. Основные методы работы орфовскон педагогики........................................99
§ 3. Некоторые вопросы адаптации музыкально-педагогической концепции Орфа в российской практике.» ........................................... »„„„„««».««.«»106
3.1. История российского опыта работы по Шульверку....................................»112
3.2. Современная российская практика работы по Шульверку...............................115
3.3.Учебная программа "Элементарное музицирование с дошкольниками".....................120
3.3.1. Введение.....................................................................120
3.3.2. Содержание программы ".Элементарное музицирование с дошкольникалш"...........124
3.3.3. Методологические (кновы программы............................................126
Заключение.^.»......................................................................... 131
Литература »».. 136
Приложение............................................................................... 149
3
Введение
Актуальность исследования. Каждый музыкант, так или иначе имеющий дело в настоящее время с музыкальной педагогикой, знает о целом комплексе накопившихся в ней проблем. Одной из них является неумение учащихся и выпускников учебных заведений всех уровней (музыкальных школ училищ, вузов) музицировать. Музицирование как форма музыкальной деятельности ушло из нашей жизни почти полностью, потеряны его традиции, забыты социальные и духовные корни. О возрождения традиций различных видов музицирования (индивидуального и коллективного, репродуктивного и творческого, устного и основанного на письменной зрадиции) говорится сейчас с трибун научных конференций, институтских кафедр, просто в педагогической среде. «Необходимо полностью осознать и довести до общего понимания мысль о невосполнимости и дефицитности усгных форм музыкального общения и в связи с этим выработать широкий спектр мер по их стимулированию» (Алексеев 1988, с. 105). Их ценность определяется прежде всего активным участием музицирующих в этом процессе. Музицирующий человек — это человек, которому привита пожизненная потребность активно общаться с музыкой. Формирование этой потребности современная мировая музыкальная педагогика осознает как свою главную цель.
Другой важной проблемой следует признать интеллектуальноаналитический уклон в музыкальном обучении и воспитании, который заслонил непосредственно-эмоциональное, действенное, практическое общение с музыкой. При таком подходе исчезает чувственное отражение мира в музыке, сам факт творчества, образной трансформации впечатлений, индивидуальность взгляда на мир. Даже в детском саду трехлетним детям всерьез задают вопрос “какая это музыка?”, предлагая рассуждать на эту тему. Инерция информативного логического подхода в педагогике искусства преодолевается с большим трудом. Об этом писал В.В. Медушевский: “Эстетическое музыкальное образование однобоко ориентируется на абстрактно-логическую сторону мышления и сводится к сообщению знаний о музыке. На самом деле, принцип должен быть иным: музыкальный урок должен формироваться по законам искусства — должен быть не только сообщением знаний, но и художественным откровением, вызывающих! яркое эмоциональное отношение, провоцировать творческую инициативу” (Медушевский 1993, с. 111). Автор этих слов подчеркивает комплексность обозначенной проблемы, в которой все взаимосвязано, а формирование творческой личности — главная задача. Решение ее, с нашей точки зрения, ле-
17
Глава 1
История возникновения музыкально-педагогической концепции Карла Орфа
Музыкально-педагогическая концепция К. Орфа, названная им “Шульверк. Музыка для детей.”, формировалась постепенно на протяжении тридцати лет (20-50 годы). В истории ее становления прослеживаются определенные этапы, которые отражают вехи кристаллизации основных положений концепции. Она складывалась из попыток осовременивания Орфом исторического наследия прошлого, использования идей прогрессивной педагогической мысли начала XX века, открытий этномузыкознания в области неевропейских музыкальных культур, собственной эмпирической педагогической практики и композиторского творчества.
Исторический путь создания концепции тесно связан с обстановкой в Германии тех лет, участием и помощью К. Орфу влиятельных деятелей немецкой музыкальной культуры: Лео Кестенберга, Эбехарда Пройснера Важная роль в ее судьбе принадлежала людям, встречу с которыми Орф рассматривал как величайшую удачу в своей жизни. Это известный немецкий музыкальный этнограф, знаток музыки и инструментов неевропейских народов Курт Сакс, музыкальный мастер, изготовивший первые образцы семейства ксилофонов для элементарного музицирования Карл Мендлер, гимнастка и театральный режиссер Доротея Гюнтер, ученица Орфа, композитор и соавтор Шульверка Гунильд Кетман.
£ /. Идеи реформы музыкального воспитании в Германии
Исторически так сложилось, что в странах немецкого языка, начиная с конца XVIII века развивается самая интенсивная музыкальная жизнь, возникает большое количество музыкальных центров. Не удивительно, что страны немецкого языка проявляют наибольшую заботу о музыкальном воспитании. Проблемы воспитания средствами музыки стали интересовать не только практиков и школьных учителей, но философов, социологов, психологов, государственных деятелей. История развития идей музыкального воспитания Германии в первой половине XX века дает представление о причинах начатой реформы музыкального воспитания, ее задачах и влиянии, которое она оказала на создание музыкально-педагогической концепции К. Орфа.
18
В начале нынешнего века Германия не имела единой практики музыкального воспитания, и ни одна теория не воспринималась как общезначимая. Чаще всего оно сводилось к разучиванию и пению в школе хоралов. В 1907 году немецкий историк и дирижер Герман Кречмар, воплощая в жизнь инициативу науки, пытался провести реформу школьного пения. Его он считал всесильным и универсальным в музыкальном воспитании и рассматривал как общий вопрос культуры. Кречмар предлагал вводить пение с листа и расширять музыкально-теоретические знания учащихся. Однако учителя не имели необходимой подготовки для проведения такой реформы, которую к тому же прервала первая мировая война.
В послевоенной Германии появился новый талантливый реформатор, деятельность которого оставила глубокий след в музыкальной культуре страны, на всем облике ее музыкальной жизни. Это был Лео Кестенберг. Его новаторские идеи продолжали жить в умах педагогов и развиваться даже после того, как нацисты изгнали его из страны. Кестенберг понимал свою службу как высокое служение, как миссию.
Лео Кестенберг, блестящий пианист, ученик Ф. Бузони, в 1918 году стал музыкальным референтом Министерства культов и руководителем музыкального отдела Центрального Института воспитания в Берлине. Забота о музыкальном воспитании народа была его главной заботой. Он понимал под музыкальным воспитанием возможно более полное развитие каждог о ребенка. И также, как древние греки, свято верил, что музыка во все времена оказывала духовное, этическое и воспитательное воздействие на человека.
В начале XX века идеи гуманизма, внимание к проблемам человека начинают звучать в Германии с новой силой. “Новый гуманизм” был декларирован сторонниками реформ воспитания, и музыка в нем должна была занять ведущее место. Музыка должна была преодолеть разрыв между искусством и народом и обновить немецкую музыкальную культуру. Л. Кестенберг утверждал, что музыка нужна ребенку, чтобы стать человеком: “Нужно сделать музыку живой и утвердить ее как необходимое условие нашей принадлежности к человеческому роду.” (щгг. по: Леонтьева Немецкая музыка XX века. Идеи музыкального воспитания, рукопись, с. З)2
В ценгре реформ Кестенберга было музыкальное воспитание в школе. Изменился сам подход и форма обучения. Главным принципом стало продуцирование: самодеятельное и творческое участие детей в музицировании, особенное внимание уделялось фантазированию и импровизации. В преподавание музыки входило также танцевально-ритмическое воспитание по методу Жак-Далькроза. Музыка стала проникать в преподавание других
2 Все переводы с немецкого сделаны О Т. Леонтьевой.