Ви є тут

Балеты Андрея Петрова

Автор: 
Комарова Татьяна Валерьевна
Тип роботи: 
Дис. канд. искусствоведения
Рік: 
2004
Артикул:
172880
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Введение...................................................................3
Глава I
Некоторые особенности развития жанра балета в отечественном
музыкальном театре 50-70-х годов............................................23
Глава П
Балет «Берег надежды» А. Петрова............................................48
Глава III
Балет «Сотворение мира».....................................................74
Глава IV
Вокально-хореографическая симфония «Пушкин. Размышление о поэте» . 112
Заключение...............................................................137
Список литературы..........................................................150
3
Введение
Андрей Павлович Петров (2 сентября, 1930, Ленинград) - является
* одним из тех отечественных композиторов, которые оказали большое влияние на современное музыкальное искусство. Он принадлежи! к числу ведущих композиторов, чья творческая жизнь началась в послевоенные годы. В его творчестве отразились процессы развития современного искусства, его новые пути. С момента окончания в 1954 году Ленинградской государственной консерватории (класс О. Евлахова) ведет отсчет его многогранная и плодотворная музыкальная и музыкально-общественная деятельность. Андрей Павлович - народный артист СССР (1980). С 1964 года
• он является председателем правления Ленишрадской организации Союза композиторов РСФСР. Позднее - секретарем правления Союза композиторов СССР (1969). В 1989 году Петров был избрал депутатом Верховного Совета СССР, распущенного в 1991 году. А в 1992 году произошло возрождение музыкально-общественной организации России - Филармонического общества Санкт-Петербурга (совместно с Д. Лихачевым, Ю. Темиркановым, Ю. Львовым, М. Бяликом, Б. Березовским), где Андрей Павлович становится председателем, а затем - президентом Общества. В 1996 году его избирают почетным доктором Санкт-Петербургского гуманитарного университета
I профсоюзов.
Сама личность композитора и просто человека привлекает своей
врожденной интеллигентностью, отзывчивостью и душевностью. С Андреем Павловичем легко общаются и сотрудничают. И сегодня он относится к числу самых известных музыкальных деятелей России, сумевших завоевать не только искреннюю любовь миллионов отечественных меломанов, но и широкое международное признание. «Петрова не только знают, его еще и
Л любят, к нему привыкли; для многих в России и, особенно в Петербурге он
остается источником душевного комфорта, воплощением жизненной устойчивости»1.
15
вопросам обращались и другие музыковеды, в частности
В.Богданов-Березовский*. Публицистический характер носят статьи И.Соллертинского по поводу балетных премьер**. Его рецензии отразили
• время, когда определились пути развития советского балетного театра. Тем не менее, музыкальная драматургия балета, по сравнению с оперной, менее освещена в теоретическом плане. Обычно к ней обращались в связи с творчеством того или иного композитора И здесь большую роль сыграли такие монографии как И. Вершининой, М. Друскина, Б. Ярустовского о И.Стравинском, И. Нестьева о С.Прокофьеве, Л. Карагичевой о К. Караеве и др.***
Известны научные сборники об отечественном балетном творчестве,
• среди них - «Музыка советского балета»****, где наряду с проблемами
истории балета анализируется музыкальная драматургия, «Музыка и
хореография современного балета»*****, который включает в себя статьи о теоретических и практических проблемах балетного театра, а также содержит вопросы взаимосвязи музыки и танца в хореографическом спектакле.
Одна из основных тем — современность на сцене балетного театра Здесь, в статье В. Ванслова «Новые черты музыки и хореографии в балетах о современности» прослеживается становление современной темы в балетах 30-60-х годов. Важный теоретический вопрос поднимает Л. Линькова в статье
ф «О драматургии балета».Эго одна из первых попыток обсуждения этой темы.
* Богданов-Березовский В. Статьи о балете. Л., 1962.
♦♦ Соллерпшский И. Статьи о балете. Л., 1973.
*** Асафьев Б. Книга о Стравинском. Л., 1977; Друскин М. Игорь Стравинский. Л., 1979; Ярустовский Б. И. Стравинский. М., 1969; Нестьев И Жизнь Сергея Прокофьева М., 1957; Карагичева Л. Кара Караев. М., 1960; Вершинина И. Ранние балеты Стравинского. М., 1967.
^ **** Музыка советского балета, Л., 1962.
***** Музыка и хореография современного балета. Вып.1, Л., 1974. Вьш.2, Л., 1977. Вып.З, Л., 1979.
Значительна статья О.Берга «Взаимосвязь музыки и хореографии и музыкальное воспитание балетмейстера».
Отдельные статьи о балетном творчестве есть и в других сборниках: «Из истории музыки XX века», «Музыка и жизнь», «Русская и зарубежная музыкальная классика», «Музыкальный современник», «Музыка XX века», «История современной отечественной музыки»*. В них балетное творчество рассматривается с музыковедческой точки зрения.
Большой вклад в изучение отечественного балетного театра принесла книга С. Катоновой «Музыка советского балета»**. В ней рассматривается музыка как основа хореографического спектакля. Автор прослеживает многообразие идейно-образных решений музыкальной драматургии балета во взаимодействии традиций и новаторства Здесь содержится анализ музыки балетов 20-40-х и 50-70-х годов. Отдельные очерки посвящены творчеству С. Прокофьева, А. Хачатуряна, К. Караева, С. Слонимского, Б.Тищенко, Р. Щедрина, А. Петрова
При всей обширности балетоведческой и музыковедческой литературы балеты А. Петрова в истории развития жанра отечественного музыкального театра практически не исследованы. Балетное творчество крупнейшего композитора второй половины XX века не получило специального научного освещения. Отсутствует монографическое исследование этой темы. А между тем, балеты Петрова завоевали большую популярность и стали репертуарными. Они показали новое качество взаимодействия балета с музыкальными жанрами, с драматическим театром, с хореографией. Естественно назрела потребность в многостороннем анализе балетного творчества выдающегося композитора.
* Из истории музыки XX века. М, 1971; Музыка и жизнь. Вып.1, Л., 1972. Вып.2, М., 1973; Русская и зарубежная музыкальная классика Л., 1974; Музыкальный современник. Вып.2, М., 1977; Музыка XX века. М., 1977; История современной отечественной музыки. Вып.З, М., 2001.
••Катонова С. Музыка советского балета. Л., 1979.