Ви є тут

Колокольная образность в русском музыкальном искусстве XIX-начала XX века

Автор: 
Хадеева Елена Николаевна
Тип роботи: 
Дис. канд. искусствоведения
Рік: 
2004
Артикул:
172919
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение....................................................С.З.
Глава I. Колокольные звоны в русской музыке ХІХвека
1.1 Колокольные звоны: семантика пространства и времени.....с.11
1.2 Некоторые особенности претворения колокольности в камерновокальных жанрах........................................... с.20
Глава II. Смысловые функции колокольности в русских исторических операх XIX века................................с.2б
2.1 Колокольные звоны в исторических операх Римского - Корсакова...с.28 .
2.2 Семантика колокольности в операх Мусоргского............с.59
2.3 Интермеццо: комическое в звоне..........................с.79
Глава III. Колокольность в русском искусстве конца XIX - начала XX века
3.1 Символистская трактовка колокольности в поэзии, литературе и живописи эпохи «рубежа»......................................с. 86..
3.2 Колокольная символика в произведениях Скрябина........ с.99
3.3 Колокольность в творчестве Рахманинова................ с.. 114
3.4 Звошше эффекты в произведениях Стравинского.............с. 132
Заключение................................................ с.142
Примечания................................................с. 144
Использованная литература................................. с. 146
Нотные примеры
2
ВВЕДЕНИЕ
История русской музыки таит в себе множество лакун. Для современного исследователя она дает огромное поле деятельности. В центре внимания музыковедческой науки наряду с вновь открывающимися фактами и документами оказываются материалы, ранее исследованные или кажущиеся таковыми, но дающие основания для их переосмысления. Понемногу заполняются исторические пробелы, воскрешаются забытые имена и традиции.
Одной из богатейших и динамично развивавшихся на протяжении веков была традиция колокольных звонов. Еще в глубокой древности на Руси существовали деревянные била и клепала, выполнявшие сигнальную функцию. С распространением христианства медные, железные и даже каменные била стали использоваться в церковном обиходе для призыва к богослужению, к совершению трапезы. Долгое время (вплоть до XIX века) эти древние инструменты существовали вместе с колоколами. Как свидетельствует Оловянишников со слов о. Антония, «... било... держат по ангелову учению, а в колокола латыне звонят» (циг.: Шариков...,1996,с.6). И даже когда колокола повсеместно вошли в употребление, била продолжали подвешиваться на колокольнях. Причину этого можно видеть в особенностях их звука, который обладал «певучестью», ровностью (отсутствием аберраций) и большим разнообразием.
С момента своего возникновения звоны несли в себе объемные значения, какими не обладали другие инструменты. Как отмечает Оловянишников, звон «... имеет свою важность и значение высокое, даже акустическое, между нашим временем, отдаленным, протекшим и будущим» (цит.: Шариков... у1996,с.7).
Начиная с XIV века, в России появляются специальные церкви «под ко-локолы», которые позволяют расширить художественные возможности звона. Особые звуковые качества, монументальность, даже некоторая таинственность сделали звон постоянным участником православной службы. Обстоятельное разъяснение значений тех или иных звонов прочно увязывалось с символикой
з
циациями. Как древнерусский храм открывался по-новому в зависимости от точки осмотра, так и колокольный звон менялся в зависимости от места слушания.
Причудливая игра всей многокрасочной палитры звона запечатлелась в описаниях С.Смоленского: «Звон на площади перед храмом Василия Блаженного - оглушительный, властный, сущее торжество! Тянущийся звук больших колоколов сразу наполняет соборную площадку несравненными аккордами, с мощными переливающимися модуляциями в целых роях призвуков и отзвуков. Совсем иное впечатление получается от массового звона издали... Это целая симфония, это колоссальная Эолова арфа, дающая самые восхитительные впечатления... Можно насладиться симфонией соснового бора и звона в отдаленном скиту». Подчеркивая нерасторжимость колокольного звона с окружающей местностью, Смоленский называет колокольню «равнинным органом» (Смоленский, 1907. - С.266-268).
Существовала и еще одна веская причина, объясняющая выделение колокольного звона в самостоятельную ветвь русской культуры - близость этого «равнинного органа» по своей музыкальной сущности, характерным приемам и формам всему русскому искусству в целом и отдельным его видам. При большом разнообразии художественных школ все они сохраняли в своем многообразии некое единство, и эта общность отражала крепнувшее осознание русским народом своего единства как единства нации.
Становление колокольного звона как особой ветви русского музыкального искусства тесно связано с развитием певческой традиции Древней Руси.
Параллельно с возникновением многоголосия в церковной практике (XV век) возрастает число колоколов на колокольнях, происходит разделение их на группы с четко выявленными функциями каждой из них: равномерно пульсирующий единообразный бас, гармонический «призвон» и постоянно варьируемую мелодию, в которой ведущая роль принадлежит ритму.
17
Являясь неотъемлемой частью богослужения, колокольные звоны обнаруживали известную близость к церковному пению. В строчных образцах русского многоголосия ХУЛ века, выделяющихся яркой красочностью ансамбля голосов, привлекательным моментом являлась смена одного комплекса параллельных трезвучий, секстаккордов и квартсекстаккордов другими, что создавало своего рода колористическую гармонию произведения. Один из своеобразных примеров отражения особенностей звона содержится в книге
Н.Д.Успенского "Древнерусское певческое искусство". Он примечателен попыткой воссоздать не только звуковое своеобразие звона, но и некоторые черты звонных композиций ( Успенский, 1971,с.255).
Уместно также сопоставление звонов с народной песней. В некоторых исследованиях высказываются предположения о том, что в основе многих дошедших до нас типов звона лежали песенные прообразы в виде коротких попе-вок с шуточными текстами. Интересно жанровое сопоставление отдельных видов звона и народно-песенных образцов: плясовых, частушек, подблюдных песен, плачей и других. Их общность обнаруживается в характерных приемах вариантно-вариационного развития звона и напева, выразительном применении многократной акцентированной повторносги одного звука («ударности»), своеобразии «раскачивающихся» интонаций в некоторых образцах подблюдных и плачей. Показательно также использование в качестве композиционной основы кратких исходных ритмоинтонационных формул, развивающихся вариантно.
Таким образом, уже в период Средневековья колокольные звоны переросли свое чисто прикладное назначение, вышли за рамки бытового повседневного их использования и стали самостоятельной и яркой ветвью русской художественной культуры. * Рост могущества государства, развитие и совершенствование литейного дела позволили значительно увеличить число колоколов, а
* В период становления Московского государства (XIV - ХУП века) в практике звона применялись три вида звона: раскачивая колокол, ударяя по краям и звон в языки Впоследствии многообразие способов звона исчезает, и с этим связан расцвет национального русского искусства звонить в колокола
18