2
Оглавление
Введение 3
Глава I. Этические и эстетические взгляды А.Мурова 16
Глава II. Особенности программного мышления 46
Глава III. Жанр, драматургия и формообразование в
симфониях композитора 71
Глава IV. Жанровая природа тематизма 108
Заключение 135
Список литературы 142
Приложение I. Нотные примеры 157
Приложение II. Схемы симфоний 214
Приложение III. «Тобольская симфония»: литературный
текст 238
Приложение IV. Нотографический справочник 247
Приложение V. Литература о творчестве А.Мурова:
публикации, рукописи, архивные документы. Литературные труды А.Мурова 273
3
Введение
Исследование творчества любого композитора требует решения ряда задач, связанных с его стилевой природой, драматургической и языковой спецификой, соотношением традиционного и новаторского в устремлениях автора, что неизбежно приводит к необходимости оценки этого явления с точки зрения художественной и концептуальной значимости и его места в современном художественном контексте.
Для исследовательской традиции в любой области науки и культуры привычно обращение к ярким, вершинным достижениям. Данная тенденция характерна и для отечественного музыковедения, в результате чего наследие крупнейших мастеров XIX - XX веков в определенной степени изучено, а музыкальной жизни, культуре и профессиональному творчеству отдельных регионов уделяется относительно мало внимания, а это, в свою очередь, не дает возможности судить о развитии музыкальной культуры в целом: «...Ориентация на творчество гениальных мастеров и музыкальную жизнь столиц, принятая методологией истории музыки, равносильна изучению Земли по ее высочайшим горным пикам или величайшим морским глубинам» [120, с.6]. Кроме того, подобная точка зрения искажает значение вклада отдельных локальных направлений в общий контекст.
28
заостряет внимание: «изначально книга («В Лабиринте...» - Л.П.) была задумана «о двенадцати главах». Ни одной меньше, но и ни одной больше (как и первая - «Заколдованный круг»). Почему? Откуда такой «регламент»? ...Умолчу. Это - моя тайна... Тайна первая и единственная; все остальное - открыто и откровенно» [80, с.85].
Следует отметить, что обращение к текстам Библии нередко и в его музыкальных произведениях: в «Тобольской симфонии» -Псалмы 1:3; 11:5-6,8-9; 17:5-6,8-9; 21:27-28; 36:1-3; 50:12,14; 76:3-7, Двух мотетах на тексты «Отче, прости им, ибо не ведают, что творят» [Лук.23:34] и «Блаженны изгнанные за правду» [Матф.5:10,12]; в Псалме 66-м (1991) «Боже, будь милостив» и пр.
Безусловно, встают вопросы: что черпал А.Муров в вере и какое место занимает Бог в его концепции?
Нельзя сказать, что в понимании композитором данных вопросов полностью отсутствовала эволюция и его взгляды были неизменными, однако перемены выражались скорее в постижении все более глубинных смыслов. Это нашло отражение и в творчестве. В целом Бог для А.Мурова символ незыблемости человеческой сути, некий гарант смысла бытия, проявление «минимума бытийственности», из которого вытекает бессмертие души человека. Бог становится частью этого мира, но мира не материального, а духовного, метафизического, то есть композитору чужд пантеизм, и он полагает Бога как сверхприродное начало. Бог не отождествляется для него с добром, но является воплощением добра, творческого начала, нравственных постулатов: морали, принципов, человеческой совести, милосердия и т.д.
Несмотря на убеждения А.Мурова как верующего человека, ему не было свойственно подчинение философии «религиозной теме
29
жизни», являющееся одной из традиций отечественной философской школы. Вера и признание универсалий не мешали сибирскому автору свободно размышлять и опираться в решении бытийных вопросов не только на религиозные каноны, но и на разум. Так, можно сказать, его концепция базируется на принципах христианства, но достаточно самостоятельна и непредвзя т, а вера воспринимается не только как данность, но вытекает из исканий и убеждений.
В настоящем контексте обращает на себя внимание подход композитора к проблеме соотношения культур Запада и Востока через изучение различных религий, о чем свидетельствуют сравнительные описания и аналогии между Библией и Кораном и исследования принципов буддизма, встречающиеся в его вьетнамских дневниках. Отождествляя христианство с движением, развитием, он отмечает строгую регламентированность и законченность буддий ского учения. Прогресс христианства для него связан с признанием божественного начата как метафизического первоистока и человеческой души как неизменной субстанции. Анализируя каноны «святости» в христианском и буддийском вероучениях, композитор делает на этом основании выводы о различиях в нравственных ориентирах, а также о специфике менталитета и психологических аспектов двух религий и, следовательно, двух культур.
А.Мурова как человека ищущего, кроме изучения трех мировых религий, занимали принципы конфуцианства, а также религиозные мировоззрения отдельных художников и философов -А.Швейцера, Н.Рериха, Л.Толстого, В.Вернадского и др. Так, в трудах величайшего гуманиста нашего столетия, выдающегося врача, ученого-философа, музыканта-теоретика, органиста, богослова Альберта Швейцера композитора заинтересовала попытка создания
- Київ+380960830922