СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Введение.....................................................................4
I. Балетный спектакль в России конца XVIII века (на примере творчества
В.Мартпн-и-Солера и К.Каноббио)
1. Источники и авторы...................................................12
2. Проблемы текстологии и реконструкции нотного текста..................43
3. Музыкальные жанры в балетах......................................... 48
4. Проблемы формообразования............................................58
5. Музыкальная драматургия..............................................73
6. Стилистические особенности балетной музыки...........................84
7. Оркестровый стиль балетов...........................................103
8. Лнбрстго. В поисках сюжегов....................................... 117
II. Балетная музыка в русском драматическом спектакле конца XVIII -начала ХТХ веков
1. Балетные сцены в русской драме.......................................133
2. Мелодрама Е.И.Фомина «Орфей»: к проблеме возникновения симфонизма в русской театральной музыке........................................141
3. Балетные сцены в музыкально-театральных сочинениях О.А.Козловского и
А.И.Титова 168
III. Балетмейстеры русского театра при дворе Екатерины II
1 .Иностранные балетмейстеры в России (1760 - 1800гг.). Имена, судьбы, преемственность......................................................176
2. Ж.-Ж.Новер и репертуар русского балетного театра.....................190
3. Источники по технике танца. Оформление спектакля.....................198
Заключение.................................................................209
Библиография...............................................................211
Приложения
I. Нотный каталог рукописных и печатных источников балетной музыки
конца XVIII - начала XIX веков.............................................220
II. Текст русской народной песни «Возле речки, возле мосту»................229
III. Апулей. Метаморфозы, или Золотой осёл. Фрагмент (легенда о Психее)....230
2
IV. «Журнал высочайшего торжества бракосочетания Их Императорских высочеств благоверного государя великого князя Александра Павловича и благоверной государыни великой княжны Елисаветы Алексеевны, сентября с 28-го - октября но 12-е число 1793 года». Фрагмент рукописи из библиотеки дворца г.Павловска.........................244
V. Либретто балета «Амур и Психея» (музыка В.Мартин-и-Солера, либретто и хореография Ш.Ле Пика)............................................................253
VI. Либретто балета «Психея или сила любви» (музыка Ж.-Б.Люлли, либретто Ж.-Б.Мольера, П.Корнеля, Ф.Кино, хореография Ж.-Б.Мольера)...........................257
•
VII. Либретто балета «Амур и Психея» (музыка Ж.-Ж.Рудольфа. либретто и хореография Ж.-Ж.Новера)......................................................................258
VIII. Либретто балета «Дидона или Истребление Карфагена» (балет по программе Ш. Ле Пика, поставленный Ш.Дндло и О.Пуаро с музыкой В.Мартин-н-Солера).................262
IX. Ремарки из клавира балета В.Мартии-и-Солера «Покинутая Дидона». Перевод с французского......................................................................266
X. Либретто балета «Прекрасная Арсена» (авторы не указаны)........................269
XI. Либретто балета «Ариадна» (авторы не указаны).................................272
XII. Овидий. «Метаморфозы». Легенда о Пираме и Фисбе..............................274
XIII. Список театральных постановок второй половины XVIII - начала XIX веков, включающих балетные сцены или танцевальные номера.................................275
XIV. Схема тонального плана в мелодраме Е.Фомина «Орфей»..........................277
XV. Схема тематических связей в музыке к трагедии О.Козловского «Фингал»..........................................................................278
XVI. Схема тематических связей в музыке к драме А.Титова «Суд царя Соломона»....................................................................... 278
XVII. Список балетов Ж.-Ж.Новера в постановках столичных театров .........................................................................279
XVIII. Описания танцевальных движении из книги Ш.Компана «Танцевальный словарь»..........................................................................280
Нотные примеры.............................................................286
3
Декорации к российской постановке «Амура и Психеи» написал выдающийся итальянский художник Пьетро ди Гонзага, приехавший в Петербург в 1792 году. Роли исполняли: Амур - Ю.К.Плетень, Психея - Н.П.Берплова, Венера -М.Грекова62, Зефир - А.И.Тукманова, Юпитер - Т.Слепкин, Марс - А.Берилов, Аполлон - Ш.Ле Пик, садовники - Е.Стеллато и И.И.Вальбсрх, три грации -
A.Камчатникова. Н.Макандрина, Н.Кудина, Горесть - А.Гульельми, Печаль -П.Колумбус, Беспокойство - Е.Греков, четыре ветра - В.М.Балашов, А.Греков,
B.Гладышев, Н.Керин. В спектакле участвовали восемь фигуранток из свиты Психеи, восемь пастухов и восемь пастушек, двадцать четыре игры и утехи, двенадцать тритонов свиты Венеры, шестнадцать богов Олимпа. На представлениях балета (1796-99) сжигался фейерверк63.
Во всех источниках «Амур и Психея» упоминается как пантомимный балет в пяти действиях. Сохранившийся комплект' оркестровых голосов балета содержит двадцать четыре номера, при этом указания на действия отсутствуют. В нотах встречаются большие купюры (перечёркнутые такты). Возможно, спектакль возобновлялся в сокращённом варианте. Либретто балета Ле Пика, по-видимому, имело расхождения с программой Иовера. Во-первых, последняя версия Новсра (она отражена в программе) была в четырёх действиях. Во-вторых, состав действующих лиц в балетах ученика и учителя не совпадает64.
«Танкред» - героико-пантомимный балет в пяти действиях - оказался последним детищем Шарля Лс Пика. Он был поставлен в конце января (начале февраля) 1799 года в Эрмитажном театре. Не исключено, что соавтором хореографии в балете был И.Вальберх - с 1795 года он начал работать как балетмейстер. Декорации принадлежали П.Гонзага. Спектакль о рыцаре Танкреде, изгнанном из Сиракуз, ставился со всей роскошью и помпезностью - помимо основной труппы в спектакле были заняты восемьдесят пять детей и сто двенадцать статистов. Роли исполняли: Ш.Лс Пик, Г.Ле Пик, А.Греков.
63 По другим сведениям в этой роли выступала Г.Росси.
63 См. Добровольская ГЛ. Балет // Музыкальный Петербург: Энциклопедический словарь. XVIII век. Т.І. Кн. 1. СПб., 1996. С. 111.
61 У Новсра: Психея, Венера, Амур, Адонис, Гименей, Меркурий. Грации, Нимфы, Игры, Смехи, Радости, Амуры, Зефиры, Евменилы, Парки, Демоны, жрецы и жрицы Гименея, Небожители.
37
И.Вальберх, Н.Берилова, Ю.Плетень, А.Тукманова, Е.Колосова и др65. В том же году балет исполнили в Каменном театре.
Последние два балета Мартин-и-Солера - «Возвращение Лолиорцепш» и «Ариадна...» были поставлены французским балетмейстером Пьером Шевалье.66 С 9 ноября 1799 года он был назначен «отныне и впредь навсегда быть сочинителем балетов»67. По отзывам современников, Шевалье отличался отсутствием вкуса и таланта, его балеты поражали роскошью обстановки, но внутреннего содержания не несли. Еегь сведения о постановке «Возвращения Полиорцета» - это был большой героический балет в трёх действиях. Оформлял спекгають П. ди Гонзага. В спектакле были заняты А.Греков (Антигон), О .Пуаро (Полиорцет, его сын), Р.Колинет (Филиа, жена Полиорцета), Н.Берилова, Ю.Плетень, А.Тукманова, А.Махаева, Е.Колосова. И.Вальберх, Е.Гладышев и др. Балет ставился в Эрмитажном театре, а затем был повторен в Гатчине и в Каменном театре, где «принимали участие семьдесят шесть статистов при двух унтер-офицерах и двух барабанщиках» 68.
Сохранились оркестровые голоса балета «Ариадна, покинутая Тезеем на острове Наксос»69. В героическом балете было два действия - пятнадцать музыкальных номеров. Декорации принадлежали бессменному П. ди Гонзага. Роли исполняли те же танцовщики балетной труппы: Тезея танцевал О.Пуаро, Ариадну - Р.Колинет, Федру танцевала Н.Берилова. Несмотря на скромные масштабы спектакля, в балете был задействован большой состав участников -четырнадцать юношей и девушек, предназначенных для жертвы Минотавру, воины и матросы из свиты Тезея, вакханки и вакханты, фавны, сатиры и женщины свиты Силена. Поегановка состоялась в Эрмитажном театре.
65 Подробно см. Добровольская Г.Н. Балет // Музыкальный Петербург: Энциклопедический словарь. XVIII век. Т.І. Кн.I. СПб., 1996. С. ИЗ.
<’1’ Настоящее имя - Пекен Брнссоль. Был женат на известной певице; мадам Шевалье заключила котракт в Петербурге и настояла на приглашении мужа.
67 Цит. по '.Добровольская Г.Н. Шевалье. Балет// Музыкальный Петербург: Энциклопедический словарь. XVIII век. Т.І. Кн.З. СПб., 1999. С. 262.
(Л Подробно об этом см. Добровольская Г.Н. Балет// Музыкальный Петербург: Энциклопедический словарь. XVIII век. Т.І. Кн.З. СПб., 1996. С. 114.
69 На обложке оркестровой партии: «Ариадна, покинутая Тсзссм на острове Наксос. Сочинение м. Шевалье, коллежского асессора и балетмейстери Его императорского Величества. Музыка сочинения м. Мартини».
38
- Київ+380960830922