Ви є тут

Русский академический оркестр ГТРК Новосибирск : вопросы истории формирования и развития

Автор: 
Звягина Светлана Александровна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2007
Артикул:
277897
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
Оглавление
Введение........................................................ 4
ЧАСТЬ I
Глава I. Формирование и первые годы деятельности
оркестра (1927-1941 гг.)......................................... 26
§ 1. Историко-культурный контекст формирования оркестра 26 § 2. Первый период истории оркестра в контексте деятельности Новосибирского Радиокомитета ... 34
Глава II. Восстановление коллектива и его
профессионализация (1944 - конец 50-х гг.)...................... 57
§ 1. Состав оркестра............................................. 59
§2 Формирование репертуара.......................... . .65
§ 3. Виды творческой деятельности ... 68
Глава III. Развитие творческой деятельности оркестра в период
с 1960-х до 2005 гг.............................................. 76
§ 1. Организационная структура оркестра........................ 76
§ 2. Виды творческой деятельности ... .. .. 80
1) записи (аудио и видео) .................................... 80
2) концерты в Новосибирске и Новосибирской области. .. .84
3) гастрольные поездки по городам России...................... 95
4) зарубежные творческие связи................................ 99
5) помощь самодеятельности и учебным коллективам 101
3
ЧАСТЬ II
Глава IV. Музыкально-исполнительские связи оркестра
в их динамике . . 105
§ 1. Общая характеристика . 105
§ 2. Солисты-балалаечники............................... 108
§ 3. Солисты- домристы............ ........................ 117
§ 4. Солисты-баянисты . . 127
§ 5. Представители других исполнительских специальностей 136
Глава V. Структура исполнительского репертуара............... 143
Г лава VI. Деятельность оркестра в контексте развития
сибирской композиторской организации................................................................... 165
§ 1. Жанровый состав музыки сибирских композиторов
для оркестра............................. ................... 166
§ 2. История творческих взаимосвязей сибирской композиторской
организации и оркестра.................................. 169
§ 3. Роль оркестра и радио в популяризации творчества сибирских композиторов................... 193
Заключение............................................................................................. 204
Примечания................................................... 208
Список принятых сокращений . 253
Список литературы ....................... 255
Приложения................................................... 279
47
вании этого документа можно утверждать, что уже за первые 10 лет своей деятельности оркестр накопил в своём репертуаре более 400 музыкальных произведений, в том числе много сложных, исполнение которых было по плечу только профессионалам.
Классификация репертуара оркестра 30-х годов показана в табл 1
Таблица 1
Классификация репертуара оркестра 30-х годов
Русские Музыка Музыка зару- Музыка оте- Общее коли-
народ- русских бежных компо- честв. ком- чество
ные пес- компози- зиторов позито-
ни торов ров XX века
49 97 134 137 417
Класс. Поп.
113 21
12 % 23% 32% 33% 100%
Из классической музыки зарубежных композиторов около половины в репертуаре оркестра занимала танцевальная музыка
- танцевальные части из сюит, опер, оперетт, балетов и симфоний,
- отдельные танцевальные произведения (вальсы, марши, чардаши, экосе-
зы);
- старинные танцы (гавоты, менуэты, тамбурин), части из танцевальных сюит И С. Баха,
- отдельные пьесы (серенады, канцонетты).
Из классических опер (К. Глюка, В. Моцарта, Л Бетховена, Р. Планкета, П. Масканьи, А. Понкьелли, К. Сен-Санса, Ш. Гуно, Ж. Бизе, Дж Верди) кроме танцев, оркестр исполнял увертюры, интермеццо и другие номера.
Крупных циклических произведений в репертуаре было немного - оркестр исполнял один из концертов И С Баха, отдельные части симфоний В
48
Моцарта, части сонат и симфоний Л. Бетховена.
Можно утверждать также, что оркестр в 30-е годы играл музыку по партитурам, издававшимся и распространявшимся в те годы повсеместно, например, произведения советских композиторов С.Н. Василенко, АФ Пащенко, А.А. Давиденко. Дома народного творчества и филармонии периодически (особенно к праздничным датам) публиковали так называемые рекомендательные списки произведений литературного и музыкального репертуара [8] Эти сочинения, а также русские народные и революционные песни и фрагменты из классической музыки были в репертуаре большинства оркестров народных инструментов и коллективов подобного жанра Например, общими произведениями в репертуаре Новосибирского оркестра и Великорусского оркестра (в период деятельности В В. Андреева) являлись: «Хор поселян» из оперы «Князь Игорь» А П Бородина, антракт к IV действию оперы «Кармен» Ж Бизе, сюита «Пер Гюнт» Э. Грига, «Тореадор и Андалузка» А Г Рубинштейна, «Серенада» М Мошковского, «Колыбельная» Ярнефельда [340, с. 26]. В качестве примера можно назвать также несколько общих произведений в репертуаре Новосибирского оркестра и Московского Великорусского оркестра1 увертюра к опере «Сорочинская ярмарка» М П Мусоргского, «Пляска скоморохов» из оперы Н А Римского-Корсакова «Снегурочка» Или, к примеру, такие произведения были общими в репертуаре Новосибирского оркестра и Оркестра гармонистов (Оркестра кружка любителей игры на хроматических гармониках) «Неоконченная» симфония Ф. Шуберта (1 часть), увертюра «Эгмонт» Л Бетховена, увертюра к опере «Цампа» Ф. Герольда, а также русские народные и революционные песни.
Количество оригинальных сочинений в репертуаре новосибирского оркестра народных инструментов среди сочинений русских и отечественных композиторов было невелико, всего 13 наименований (что составляло 3 % от общего количества исполнявшихся произведений). Оркестр исполнял сочинения В.В. Андреева, В Т Насонова, Ф А Нимана, Н П. Фомина, П.И. Панфилова (пьесы,