Ви є тут

Национальная музыкальная культура как Текст : Татарская музыка XX века

Автор: 
ДулатАлеев Вадим Робертович
Тип роботи: 
Докторская
Рік: 
1999
Артикул:
1000242384
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение .................................................3
Часть первая. Текст национальной культуры
как предмет музыкознания................28
§ 1. Культура и культуры (30). § 2. Культуры и современность: национальная культура (45).
§ 3. Культура как Текст. Музыкальное письмо в Тексте национальной культуры(58).
§ 4. Культурная компетентность и символические формы (71). §5. Традиция и 1-фактор: эволюция культурной компетентности (83).
§ б. Константные и мобильные элементы Текста: реэ/сим означения (97). § 7. Режимы означения: модальная парадигма (116).
§ 8. Режимы означения: полимодапъная парадигма (122). §9. Режимы означения: латентная парадигма (140). §10. Режимы означения: ТО (146).
Часть вторая. Особенности формирования
татарского музыкального ГНК 149
§ 1. Инкорпорация новоевропейских символических форм: «евроислам» (149). § 2. Полимо-дальная парадигма периода становления Советского ТНК (164). § 3. Новые формы диалога с традицией: балет «Шурале» (182).
§ 4. Основные направления эволюции композиторского идиостиля в 60-70-х годах (191).
§ 5. Основные направления реинтерпретации музыкального ТНК в последние десятилетия XX века (200). § 6. ТО национальной музыкальной классики: опера «Алтынчач» (210).
Заключение ........................................240
Национальные культуры и постсовременность (240).
Комментарии........................................245
Нотные примеры.....................................265
Список литературы .............................,...280
ВВЕДЕНИЕ
Никто не может отрицать колоссальную творческую силу национального сообщества. Никто не захочет лишиться физического и психологическою пространства, которое представляет его народ. Никто не смог бы сделать этого, да и не делал без страдания и чувства утраты.
Тиллих, с. 259
Мы сейчас находимся на рубеже веков. Этот хронологический факт, традиционно организующий историографию, дополняется к тому же впечатляющей сменой тысячелетий. Любой хронологический рубеж дает повод для обобщений, самоанализа и размышлений о перспективе. Проблемы культуры в таких случаях закономерно привлекают к себе повышенное внимание. Тенденция к обобщению культурного наследия с новых научных позиций уже стала традиционной для периодов рубежа столетий. Причем обращение к проблемам культурного наследия в эти периоды сопровождается усилением интереса к национальному своеобразию в культуре. Гак бьтло на рубеже XVIII - XIX веков, когда возник романтизм, и на рубеже XIX -XX веков, когда небывалый размах приняли исследования «культурно-исторических типов» и «психологии народов».
Интерес к национальному своеобразию в культуре очевиден и в наше время. Рост национального самосознания отмечается современными политологами повсеместно и имеет характер мировой культурной мегатенденции1. Объяснение этой своеобразной циклич-
3
стремление к поиску аналогий и различий между музыкальным и вербальным языками в музыкально-семиотических работах. В этой части мы склонны согласится с оценкой Л.О. Акопяна. Но правила смысловых систем культуры - это уже не узкодисциплинарная теоретическая проблематика. В социологии культуры с деятельностью Соссюра связывается один из аспектов современной децентрации «картезианского» субъекта, гак как он показал, что «язык - это социальная, а не индивидуальная система; она существует до нас...» (Холл, с. 99). Обращение к соссюрианской традиции, поэтому, правомерно, если в задачу исследования входит анализ проблем истории музыкальной культуры, то есть проблем использования музыкального языка в этой культуре.
Проблема использования музыкального языка в татарской культуре нового времени является важнейшей для настоящего исследования. Поскольку' синтактические аспекты данного феномена описаны достаточно подробно, анализ татарской музыки нового времени сосредоточен преимущественно на «стилевых макропроцессах» в их историческом развитии. Выбор в качестве примеров конкретных произведений татарской музыки, особенно из относящихся к двум последним десятилетиям, разумеется, мог бы быть и иным.
Утверждение неизбежности методологического синтеза в рамках каждой научной специальности является в наше время непременным условием ее развития. Тенденция к систематизации художественного наследия с новых научных позиций в истории культуры уже, можно сказать, традиционно усиливается на рубеже столетий. Сейчас «мы осознаем, что фиксируя свои представления о завершающем столетии, мы тем самым создаем последние его докумен-
28
ты, которые потомками будут рассматриваться как прямые свидетельства мироощущения людей конца XX века» (Соколов, с. 3). Поэтому описание татарской музыки, выполняемое на рубеже XXI века необходимо не только для заполнения пустующей ниши в мировой галерее портретов национальных музыкальных культур17, но и для фиксации современного состояния проблем всеобщего феномена национальной культуры. Это особенно важно, потому что «культура сегодня - это не только научное понятие, научный термин, имеющий лишь сугубо познавательное значение, но и реальная проблема современного исторического развития, требующая своего практического, (а не только теоретического) разрешения на всех уровнях общественной жизни» (Межуев, с. 5). В этой связи отдельные результаты настоящего исследования ориентированы на прикладное значение.
29