Ви є тут

Морфология дастгяха

Автор: 
Челебиев Фаик Ибрагим оглы
Тип роботи: 
докторская
Рік: 
2009
Кількість сторінок: 
568
Артикул:
133792
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение............................................................. ^
Глава I. Взгляд на азербайджанское мугамное исполнительство и
мугамоведеиие в XX веке..................................... 19
§1.0 состоянии мугамного исполнительства во второй
половине XX века (начиная со второй половины 60-х годов) .... 19
§ 2. Изучение азербайджанского мугамного искусства в XX
веке............................................................. 28
Глава И. 1\1угам как основа дастгяха................................. 44
§ 1. Общие сведения о мугаме и инструментах мугамного
искусства........................................................ 44
§2.0 морфологии му гама.......................................... 60
Глава III. Основные компоненты дастгяха (мугамные разделы)... 102
§ 1. Общие сведения о строении азербайджанского дастгяха 102
§2.0 ладах азербайджанской традиционной музыки.................. 108
§3.0 понятии октавности, регистрах и соответствующих
терминах в мугамном искусстве................................... 126
§ 4. Мае - главное шобе дастгяха................................ 144
§ 5. Маенин зили (октавное шобе)............................. 146
§ 6. Бардашт - вступление к дастгяху. Основная (строгая)
форма........................................................... 164
§ 7. Мугамы (общефункциональные шобе) с различными
ладовыми основами в составе дастгяха............................ 181
§ 8. Дасггяхное гуше............................................ 220
§ 9. Бардашт - вступление к дастгяху. Нарушение основной
(строгой) формы................................................. 239
§ 10. Аяг - завершающий элемент дастгяхной формы................ 272
§ 11. Инструментальные программные гуше в строении
дастгяха........................................................ 285
з
Глава IV. Дополнительные компоненты дастгяха (немугамные
разделы)................................................. 325
§ 1. Ренг и его функциональные особенности в составе
дастгяха....................................................... 325
§ 2. Бифукциональные разновидности азербайджанских
ренгов......................................................... 343
§ 3. Дерамед и его место в строении дастгяха................... 362
§ 4. Тесниф и его функциональные особенности в составе
дастгяха....................................................... 375
§ 5. Дибаче и его место в строении дастгяха.................... 397
§ 6. Зсрби мугам как компонент дастгяха........................ 412
Глава V. CODA...................................................... 455
§ 1. Регс дастгяхы - многочастная циклическая композиция
инструментальных танцевальных мелодий.......................... 455
§ 2. О проблемах использования традиционных терминов в
мугамоведении.................................................. 463
Заключение............................•............................ 470
Комментарии и примечания........................................... 474
Краткий словарь мугамных терминов.................................. 525
Список использованной литературы................................... 528
71
Азербайджане очень употребительно и многозначно» [там же]. Наблюдения и выводы Виноградова о гуше, па наш взгляд, очень существенны.
Наши наблюдения, связанные с бытованием термина «гуше» применительно к азербайджанскому мугамному искусству, позволяют выделить три самостоятельных его значения.
Первое (и главное): гуше - мугамный эпизод, который представляет собой законченное в структурно-смысловом отношении музыкальное построение и является основной структурной единицей мугама (обозначим ее как гуше - 1). Это мугамное гуше (мугамып гушеси), и мы о нем уже говорили. С таким значением гуше совпадает рассмотренная выше трактовка. Виноградовым г уше в иранской (точнее - персидской) традиции.
Второе значение термина гуше содержательно не отличается от первого, но связано уже не просто с мугамом, а с дастгяхом в целом. В этом случае гуше играет определенную роль в строении дастгяха: выступает в качестве его самостоятельного раздела и имеет собственное название (обозначим ее как гуше - 2). Подобное гуше называется дастгяхып гушеси (гуше дастгяха). Подробнее об этом целесообразнее говорить при анализе строения дастгяха. Для того, чтобы полнее понять значение и функцию гуше-2 (то есть гуше дастгяха), обязательно должен учитываться контекст дастгяха в целом. И поэтому дастгяхиос гуше мы рассматриваем в § 8 III главы. Третье значение, по сути дела, удачно охарактеризовано Виноградовым в уже цитировавшемся высказывании: «небольшое мелодическое образование - вплоть до коротких технических пассажей». Термин «гуше» в этом значении представляет собой не конкретное, а более общее понятие, применяемое исключительно к вокальному мугаму. В зависимости от своего таланта, но в рамках мугамной теории, ханенде во время пения может создавать и оригинальные попевки, называемые гуше: опорные ступени лада могут в его исполнении опеваться своеобразно. В данном случае имеются в виду прихотливые авазы или джумле, созданные во время исполнения и не доходящие до уровня гуше в первом значении, то есть мугамного гуше - законченной музыкальной мысли. Такие гуше являются всего
72
лишь составными частями законченной мысли и структуры. Фактически это и есть один из приемов гезишме—мугамной импровизации.
Ханенде, отличающихся умением создавать такие гуше, называют среди музыкантов гушехан, то есть мастер гезишме - импровизации. А сам процесс называется гушехаплыг - создание гуше.
С гуше в данном значении (далее гуше-3) в мугамном искусстве совпадают еще два понятия: во-первых, нефес (букв, дыхание) в вокальном мугаме; во-вторых, бармаг (букв, палец) в инструментальном мугаме. И нефес, и бармаг -такие же мугамные частицы, как гуше-3; обычно они образуют аваз, джумле, а в более редких случаях - и 1уше в первом значении. С одной стороны, они могут быть результатом «сиюминутного творчества» (что часто случается в исполнении талантливых музыкантов), также как гуше-3 и, таким образом, ничем не отличаться от него. С другой стороны, в большинстве случаев исполненный каким-то выдающимся мугаматистом нефес или бармаг, полюбившийся другим музыкантам, принимается последними безоговорочно и передаётся из поколения в поколение в максимально первозданном виде вместе с именем автора, поскольку это - наследство знаменитого мастера, и его ценность прежде всего в оригинальности.
В отличие от гуше-3, нефес и бармаг сохраняются, главным образом, в стабилизированном виде: изменения происходят здесь только в связи со стилем нового - очередного - исполнителя.
Сразу же отметим следующее: если гуше-3 стабилизируется, то оно является уже по существу нефесом. Умышленное изменение нефеса или бармага исполнителем производиться тогда, когда он чувствует в себе силы «обновить» старое. Однако эго удаётся не всегда и далеко не каждому исполнителю: это дело рискованное. В случае неудачи знатоки мугама могут сказать о таком исполнителе: «он исказил нефес (или бармаг) такого-то мастера». Это лишний раз доказывает внутреннюю строгость внешней «свободы» мугамного исполнительства.