Ви є тут

Музыкальное образование в Казани в XVIII - начале XX века: становление и развитие

Автор: 
Порфирьева Елена Васьяновна
Тип роботи: 
становление и развитие
Рік: 
2004
Артикул:
172896
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Введение
ОГЛАВЛЕНИЕ
2
ГЛАВА I
МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ В ДУХОВНЫХ И СВЕТСКИХ УЧЕБНЫХ
ЗАВЕДЕНИЯХ КАЗАНИ В XVIII - XIX ВЕКАХ...................................13
1. 1. Обучение музыке в общеобразовательных учебных заведениях.(ХУШ -первая половина XIX века) Музыкальные классы Казанского университета.........13
I. 2. История и практический опыт преподавания музыки
в Казанском Родионовском институте благородных девиц..................35
ГЛАВА II
ОТ ЛЮБИТЕЛЬСКОГО МУЗИЦИРОВАНИЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ МУЗЫКАЛЬНОМУ
ОБРАЗОВАНИЮ.............................................................62
II. 1. Музыкальные общества последней четверти
XIX - начала XX веков в культурной жизни Казани.......................62
II. 2. Оперный театр в его связях с музыкальным
образованием в Казани.................................................77
ГЛАВА Ш.
ОРГАНИЗАЦИЯ АКАДЕМИЧЕСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КАЗАНИ
В ПОСЛЕДНИЕ ДЕСЯТИЛЕТИЯ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА............................84
III. 1. Частные музыкальные школы
Л. К. Новицкого и А. А. Орлова-Соколовского...........................89
III. 2. Р. А. Гуммерт и его роль в музыкальной культуре
Казани конца XIX - первых десятилетий XX веков........................97
III. 3. Музыкальная школа Гуммсрта и музыкальное училище
Казанского отделения ИРМО. Практика академического музыкального образования .121
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................159
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ......................................................164
ПРИЛОЖЕНИЯ.............................................................177
%
1
Познание истории музыкальной культуры невозможно без анализа всех факторов, ее составляющих. Одним из этих факторов является музыкальное образование, определение закономерностей развития которого, изучение фактических данных, связанных с деятельностью музыкальных учебных заведениий, осознание вклада отдельных музыкальных деятелей позволяет глубже проникнуть в сущность музыкальной культуры.
Анализ исторического развития отечественного музыкального образования приобретает сегодня большое значение. В музыковедении до сих пор сохраняется приоритет в изучении самого искусства и его творцов, образование и его история при этом еще только становятся предметом самостоятельного музыковедческого исследования. Между тем музыкальное образование служит фундаментом становления и функционирования всей музыкальной культуры, без этой основы немыслима сколько-нибудь серьезная творческая деятельность.
Осмысление исторического опыта музыкального образования в России актуально в силу сложности и неоднозначности современного этапа развития культуры. Обращение к традиционным ценностям российской культуры, к которым образование принадлежит в первую очередь, может многое дать и для поисков определения форм существования культуры в будущем.
Если рассматривать историю изучения российской музыкальнообразовательной системы, можно заметить, что немногочисленные исследования в этой области посвящены главным образом столичной культурной традиции. История же музыкальной культуры провинции, в частности, опыт, накопленный в области музыкального образования, изучены слабо. Вместе с тем обращение к музыкальной культуре и
2
Казани звеном в театральном и музыкальном образовании европейской традиции.
Во второй половине XVIII века в Казани возникают первые очаги музыкального образования в светских общеобразовательных учебных заведениях. Значительный опыт в обучении музыке был накоплен в Первой Казанской гимназии, открытой в то время, когда «...по всей России за исключением Московского университета и Кадетского корпуса в Петербурге, не было средств получить образование в светском учебном заведении» (Владимиров, 1867 б, с. 40). В Уставе гимназии, утвержденном Сенатом 21 июля 1758 года, ее цели обозначены следующим образом: «Для размножения наук, об учреждении в Казани гимназии к обучению дворян и разночинцев с такими же выгодами, как и в Московском университете, и об отправлении туда из оного университета учителей и о бытии им на сумме университетской - быть по тому Московского университета представлению» (Пинегин, 1890, с. 180).
Известно, что не последнюю роль в идее ее организации сыграл М. В. Ломоносов, всячески пропагандировавший распространение образования в России и называвший университет без гимназии «пашней без семян». Связь с Московским университетом в Казанской гимназии осуществлялась на всех уровнях ее деятельности. Рассматривая новую гимназию как центр просвещения в восточной России, Московский университет прислал в Казань в качестве директора или, как тогда называли эту должность, «командира» нового учебного заведения М. И. Веревкина, бывшего до этого ассесором правления Московского университета. При назначении руководство университета дало Веревкину большие полномочия, рекомендуя все «...учреждать по своему знанию и совести, а учителям предписывалось повиноваться приказаниям командира». Таким образом, именно директор гимназии во многом формировал основные учебные и воспитательные принципы нового учебного заведения. Представляется интересным обобщить некоторые сведения о личности первого руководителя
гимназии. Известно, что М. И. Веревкин (1732 - 1795) снискал себе известность как переводчик литературных и драматических произведений, писатель, драматург. По сведениям Пинегина (Пипегин, 1890, с. 182), полное собрание сочинений его составляло 150 томов. В 1785 г. он был избран действительным членом Российской Академии наук.
Как и следовало, классическая гимназия имела гуманитарный профиль образования. С начала ее существования изучение языков, истории и различных искусств составляло в гимназии единую систему знаний. Важно иметь в виду, что руководимая Московским университетом гимназия стала культурным центром не только для русских, но и для коренного тюркоязычного населения края. Как отмечает В. Владимиров, «...история Казанской гимназии представляет в миниатюре историю нашего среднего образования» (Владимиров, 1867 а, с. 37).
В числе лучших учеников гимназии в разные годы были выдающиеся ученые Н. Лобаческий, И. Симонов, А. Бутлеров, известный востоковед А. Попов, писатели и поэты С. Аксаков, Г. Державин, В. Панаев, художник И. Шишкин, татарские просветители А. Вагапов, С. Кукляшев и многие другие. Таким образом, гимназия сыграла мобилизующую роль в культуре народов Поволжья, стала очагом развития и распространения знаний и культурных достижений своего времени.
С самого открытия гимназия внесла значительное оживление в культурную жизнь Казани. Прежде всего, это определялось наличием гимназического театра, который, по мысли Веревкина, должен был стать «лицом» гимназии. Он, в частности, писал: «Театр, ей богу, такой, что и желать лучше не можно... партер, обитый красною карамзеею, в двенадцати лавках состоящий, поместил в себе 400 человек» (цит.: Тупиков, 1894, с. 399).
Исторической в художественной истории города стала постановка пьесы Мольера «Школа мужей». Этот спектакль был показан 26 апреля 1759 года под руководством Веревкина, после того как куратор Московского университета И. И. Шувалов дал указание «командиру» гимназии возможно