Ви є тут

Контрабас в симфонической, оперной и камерной музыке конца XIX-XX вв : К вопросу о роли оркестрового исполнительства в развитии советской контрабасовой школы

Автор: 
Раков Лев Владимирович
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
1980
Артикул:
279325
179 грн
Додати в кошик

Вміст

- г -
ОПЛАВЛЕНИЕ
стр.
От. автора ........................................................ 3
Введение .......................................................... 15
Глава I. Контрабас в симфонических и оперных произведениях зарубежных и русских композиторов конца Х1Х-ХХ вв. и советских композиторов................... 25
1. Контрабас в сочинениях зарубежных и русских композиторов ................................................ 25
2. Контрабас в сочинениях советских композиторов ... 69
Глава П. Контрабас в камерно-инструментальной музыке
XX века ..........................*.................... 99
Глава Ш. Проблемы оркестрового исполнительства в практике обучения контрабасистов. (На опыте советской
контрабасовой школы) ................................... 130
Заключение ....................................................... 193
Список литературы ................................................ 196
- 3 -
ОТ АВТОРА
За последние десятилетия контрабасовое искусство сделало в своем развитии огромный шаг вперед. В Советском Союзе и в других социалистических странах интенсивно издавалась сольная и педагогическая литература для контрабаса, появились крупные педагоги, способствовавшие расцвету контрабасовых школ в своих странах, в рамках которых выдвинулся ряд талантливых ссщистов-контра-басистов. Продолжали развивать высокие профессиональные традиции своих школ итальянские, немецкие, французские, американские музыканты-контрабасисты. Достижения педагогики и исполнительства на этом инструменте перестали быть достоянием единичных "избранных" музыкантов и позволяют контрабасу все более заслуженно занимать равноправное положение в семействе современных смычковых инструментов.
Неизмеримо повысились требования к художественной выразительности звучания, интонации, технике контрабасистов в оркестре и в ансамбле. Отвечая на эти требования, исполнители и педагоги постоянно изыскивают, раскрывают новые технические и звуковые ресурсы инструмента.
В общем прогрессе контрабасового искусства все отчетливее стала проявляться полезная и плодотворная тенденция "сольного" исполнительства на контрабасе (явление, которое можно оценить как своеобразную реакцию на предшествующее замедленное развитие). Сольный репертуар, овладение его стилистикой, содержащимися в нем техническими задачами, безусловно положительно воздействовали на исполнительство, хорошо развивали артистичность музыканта: свободу движений, качество, выразительность, тембровое разнообразие звука. В этой связи следует отметить принципиально важную роль неконтрабасовой литературы, прежде всего более развитой в
25
Глава I. КОНТРАБАС В СИМФОНИЧЕСКИХ И ОПЕРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ЗАРУБЕЖНЫХ И РУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ КОНЦА XIX-XX ВВ.
И СОВЕТСКИХ КОМПОЗИТОРОВ
Блестящие, увлекающие творческую фантазию образцы инструментовки великих композиторов XIX века Гектора Берлиоза и Рикарда Вагнера несомненно определили серьезный интерес и привлекли пристальное внимание музыкантов новых поколений к возможностям контрабасов. Черты новой выразительности и новой роли контрабасов, наметившиеся еще в партитурах Бетховена, обрели в музыке двух корифеев симфонического оркестра четкие контуры и многоплановое развитие.
I. Контрабас в сочинениях зарубежных и русских
композиторов
Среди сочинений конца Х1Х-ХХ вв. для симфонического (и оперного) оркестра особенно большой интерес представляют те партитуры, в которых новые идеи использования художественных, тембро-вырази-тельных возможностей контрабаса или группы контрабасов оркестра обнаруживаются и ярко реализуются в мелодико-тематическом материале.
К началу XX столетия характер образного мира, соответствующий тембру контрабасов в оркестре, довольно устойчиво ограничивался мрачными и драматическими картинами. Множество партитур самых разных авторов последних десятилетий XIX века подтверждали мысль Р.Штрауса, высказанную им в редакторских примечаниях к немецкому изданию "Большого трактата о современной инструментовке и оркестровке" Г.Берлиоза:"Выражать мрачное, жуткое, раздумье, подавленность - вот что в высшей степени свойственно контрабасам: в качест-
- 26
ве примеров приведу лишь: - solo контрабасов в "Отелло" Верди,-Песню старухи из оперы Маршнера "Ганс Гейдияг",- Пробуждение Тристана (в третьем акте) и - фугу из моей симфонической поэмы "Так говорил Заратустра"*.
Непревзойденным мастером воплощения этой инструментально-тембровой идеи в звучании солирующих контрабасов был Дж.Верди.
В "Риголетто" (185I) одна из первых сцен выстроена композитором на мелодическом октавном унисоне солистов в оркестре - виолончели и контрабаса. Четко ритмизованная мелодия как бы совмещает полярные образы драмы - глубоко трагичную судьбу шута-человека и легкомысленный, жестокий мир герцогского двора. Никакой "облегченнос-ти" для контрабаса, скорее точный расчет на его сильный и драматичный голос в равноправном октавном унисоне с виолончелью. Удивительной силы воздействия на слушателей достигает композитор, в драматически напряженных сценах оперы "Дон Карлос" (1867), когда мощный, волевой тембр контрабасов, поглощая голос виолончелей, выступает на авансцену звучания. В сцене суда из оперы "Аида"
(1870) действие начинается солирующими в низком регистре контрабасами, только контрабасами - носителями образа рока, неотвратимости судьбы. Один из последних шедевров композитора - "Отелло" (1886). В трагической развязке выразительный тембр контрабасов вводит слушателей в драматичную атмосферу действия. Большое соло контрабасов - уникальный эпизод в мировой оперной музыке. (Примеры 1,2,3).
Неоднозначен образный ряд тематического материала, связанный со звучностью контрабасов в музыке П.И.Чайковского, но, пожалуй,
I Гектор Берлиоз."Большой трактат о современной инструментовке и оркестровке". Предисловие и редакция Р.Штрауса. М.,1972,т.I, с.145.