Ви є тут

Национальная история в русской классической опере

Автор: 
Софьина Наталья Александровна
Тип роботи: 
Дис. канд. искусствоведения
Рік: 
2006
Артикул:
172757
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА I РУССКАЯ ИСТОРИЯ НА ОПЕРНОЙ СЦЕНЕ 13
$ 1. Историческая опера? 13
/. 1. Примеры для анализа. 13
1.2. Правда и вымысел истории. 14
1.3. Символическая форма. 16
$ 2. 30-е - 60-ь: годы XIX вккл. 18
2.1. Премьера «Ж/пни за царя». 18
2.2. От «ЖИЗНИ 7А ПАРЯ» ДО «РОГНЕДЫ». 21
2.3. «Рогнеда». ' 25
2.4. Основные тенденции. 27
$ 3. 70-е- 90-к годы XIX векл. 29
3.1. «Псковитянка». 29
3.2. «Борис Годунов». 31
3.3. «Хованщина» и «Князь Игорь». 33
3.4. Основные тенденции. 36
§ 4. Рубеж веков. 38
4.1. Премьера «Китежа». 38
4.2. «Золотой ПЕ1УШОК» В КОНТЕКСТЕ «ИСТОРИЧЕСКИХ» ИРЕПСГАВЛГЛПП. 43
4.3. В ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ИМПЕРИИ. 47
2
§ 5. Советская эпоха, 51
5.1. Введение. 51
5.2. Новый символ: «Иван Сусанин». 53
5.3. Б. В. Асафьев об опере «Иван Сусанин». 55
5.4. Советское музыкознание ог> о; и: г ах Мус 'от ко! о. 58
ГЛАВА II СИМВОЛИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ОПЕРЫ 64
§ 6. «Национальное» как миф. 64
6. /. «Национальное» как куль тут пип и политический феномен. 64
6.2. «Националистическийдискурс». 68
6.3. МИФОЛО! ИЧЕСКИП СИМ/ЮЛ. 70
6.4. Типологическиешчннакп опиуына «пстогпческни» сюжет. 72
$ 7. Царь 75
7.1. «Царь» в системе русской культуры. 75
7.2. Тип илии. 77
7.3. Цари я русской опт:. 82
$ 8. Враг. 85
8.1. Понятие «Враг». 85
8.2. Лики Врага: Восток и Запад. 86
8.3. Внешний враг в русской онере: Запал. 89
8.4. Внешний ира!'и русской онере: Восток. 91 $ 9. Народ исимколнчесушГ! персонаж, провозглашающим Нстииу.93
9.1. «Народ» в русской кулмуре XIX векл. 93
9.2. Народ русской оперы. 96
9.3. Символический персонаж- голос Истины. 98
ГЛАВА III СИМВОЛ «НАЦИОНАЛЬНОГО» 100
$ 10. «А И СКУДКТСЯ НЕВЫ1ШЮЕ»
100
#
образцами национальной классики и использующих исторические факты и модели национальной истории, мы и попытаемся определить действительное место истории в опере.
М. И. Глинка «Жизнь за царя» 18361
А. I 1. Серов «Рогнеда» 1865
4 Н. А. Римский-Корсаков «Псковитянка» 1873
М. П. Мусоргский «Борис Годунов» 1873-742
М. П. Мусоргский «Хованщина» 1886
А. П. Бородин «Князь Игорь» 1890
• . Н. А. Римский-Корсаков «Сказание о невидимом граде
Китеже и деве Фсвронии» 1907
М. А. Римский-Корсаков «Золотой петушок» 1909
1.2. Правда и вымысел истории.
^ Традиционно подход к исторической опере определялся критерием
верности «исторической правде»: некоей истине, обусловленной критической проверкой фактов. Еще В. В. Стасов добивался этнографической точности при постановке, например, «Князя Игоря», когда он даже обратился ^ к губернатору Сырдарьинской губернии М. И. Гродскову, знатоку истории
и быта народов Средней Азии, и получил описание и коллекцию туркменских костюмов, украшений и оружия, которую использовал при подготовке декораций половецких актов и костюмов половцев. Новейший вузовский учебник истории русской музыки содержит мысль о двух типах опер ^ на исторический сюжет: «исторических драм», где присутствует «социаль-
но-историческая мотивировка событий», и «произведений, где историческая обстановка и персонажи - исходное условие для развития действия» (60, с. 77). С тех же позиций рассматривает жанр исторической оперы
1 Указан год премьеры.
I
14
И. Ю. Неясова в диссертации 2000 года, посвященной интересующей нас теме. Обращаясь к первой опере Глинки, автор пишет, что композитор «впервые формирует концепцию исторической оперы, где реальные (курсив мой - Н. С.) события определяют фабульное развитие и судьбы главных героев» (108, с. 7).
Подобный подход ограничивает возможности качественного анализа каждой отдельной оперы и жанра в целом. Например, весьма популярные рассуждения о том, что «Борис Годунов» сочетает в себе «признаки оперы исторического плана и психологической драмы совести» (62, с. 42), не объясняют, зачем композитору потребовалось сочетать два столь разных плана, а сами признаки «онеры исторического плана» сводят к насыщенности историческими реалиями эпохи, когда «страницы русской истории становятся явыо для слушателей-зрителей» (там же).
Взгляд на историческую оперу с позиции исторической достоверности неоправдан.
Дело не только в том, что исследователи, «загипнотизированные научными методами исторического познания» (164, с. 70), переносят их на сферу, отличную от науки; ведь даже в самой исторической науке «правдивость» той или иной концепции периодически подвергается сомнению, а вопрос о том, является ли история наукой, дискутируется до сих пор3.
То, с чем имеет дело историк (а также любой человек, обращающийся к истории), не есть «исторический факт», аналогичный факту точных наук, а есть лишь некое свидетельство о факте. По мысли Ю. М. Лотмана, здесь мы имеем дело не с фактами, а с текстами. «Между событием «как оно произошло» и историком стоит текст, и это коренным образом меняет научную ситуацию. Текст всегда кем-то и с какой-то целью создан, собы-
2 Три сцены из «Бориса» были исполнены 5 февраля 1873 г., премьера оперы состоялась 24 января 1874 г.
3 Так, очередным поводом для рефлексии о собственной методологии и ее идеологической обусловленности стало для историков происходящее сейчас формирование нового исторического представления - мифа о европейском единстве, обслуживающего новорожденное Европейское сообщество.