Ви є тут

Фёдор Серафимович Дружинин - исполнитель, педагог, композитор

Автор: 
Погадаева Наталья Олеговна
Тип роботи: 
кандидатская
Рік: 
2009
Кількість сторінок: 
155
Артикул:
133815
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Оглавление
Том I.
Введение.................................................................3
Глава 1. Вехи пути Ф.С.Дружинина.
1.1. Годы учения........................................................16
1.2. Этапы творческой деятельности......................................31
Глава 2. Из истории альтовой школы Московской консерватории.
В.В.Борисовский и Ф.С.Дружинин: линии преемственности.
2.1. Традиция деятельности альтистов в многообразии
сфер творчества.....................................................40
2.2. Развитие сольного альтового репертуара
(от переложений - к оригиналу)......................................57
2.3. Педагогические принципы Ф.С.Дружинина..............................65
Глава 3. Ф.С.Дружинин-исполнитель.
3.1. Сольное исполнительство. Посвящения................................77
3.2. Ф.С.Дружинин-ансамблист. Создание Д.Д.Шостаковичем
Квартета № 13, Сонаты для альта и фортепиано, ор. 147...............85
I лава 4. Композиторское творчество.
4.1. Общая характеристика...............................................94
4.2. Вокаттьно-инструментальные сочинения, вокальные циклы............119
Заключение............................................................133
Библиография..........................................................142
Том 11. Приложения.
Введение
В сложной и многообразной картине художественной культуры XX века своеобразно предстаёт творчество крупных музыкантов исполнителей, композиторов, деятельность которых порой охватывала значительные периоды её развития. По-разному складывались не только судьбы людей, но и судьбы отдельных инструментов: одни изначально выдвигались на передние рубежи, другие долго и упорно завоевывали место солистов, исторически длительно пребывая важной тембровой составляющей оркестра и ансамбля. Ньтне ситуация в отношении статуса тех или иных инструментов очевидно изменилась. Труба, гитара, контрабас и альт, например, уже обрели статус сольных инструментов.
Исполнительство на альте, приобретшее в последние десятилетия большую значимость требует осмысления многих фактов и явлений, обусловленных творчеством крупнейших музыкантов-альтистов и композиторов, посвятивших этому инструменту немало сочинений. Ф.С.Дружинин свидетельствовал: «Если в XVIII и XIX веках мы можем назвать лишь несколько имен исполнителей-солистов на альте, которые были уверены в художественных возможностях альта и убеждённо избирали этот инструмент для своей музыкальной жизни, то XX век дает уже десятки имён известных исполнителей» [149]. Эта знаменательная мысль говорит о многом и, в частности, о необходимости выявить эти «несколько имён» -подвижников альтового дела.
В России среди многих замечательных музыкантов особую роль в становлении альтового исполнительства и педагогики сыграли представители Московской консерватории. Прежде всего, основатель русской альтовой школы В.В.Борисовский и Ф.С.Дружинин, на протяжении XX века своей деятельностью во многом определявшие пути развития альтового искусства.
3
квартетного, ансамблевого, оркестрового классов». (Приложение V, № 3) На третьем курсе в конкурсе на лучшее исполнение Концерта Хандошкина (не оригинала, а в обработке Борисовского) альтист занял первое место, получив возможность сыграть это сочинение с оркестром.
Ф.С.Дружинин также продолжал занятия композиторским творчеством, начатые ещё в ЦМШ. Он посещал факультативно лекции
С.С.Богатырёва, уроки Е.И.Мессиера (вместе со С.Слонимским). Рукописные
I
материалы тех лет свидетельствуют о серьёзном изучении полифонии. (Приложение III, № 14)
В 1955 году альтист заканчивает консерваторию с отличием. Сольная программа Государственных экзаменов выпускника включала: Сарабанду и жигу из Сюиты № 5 И.С.Баха, Концерт для альта с оркестром К.Цельтера -
В.Борисовского, Адажио Моцарта в обработке Ф. Дружинина, Сонет Петрарки № 123 Ф.Листа, «Страстное признание» П.Чайковского, Сцену прощания и смерти Джульетты С.Прокофьева - В.Борисовского из балета «Ромео и Джульетта», «Скерцо» Дж.Россини и «В лодке» К.Дебюсси.
Первая исполнительская запись альтиста была сделана на выпускном экзамене по специальности в Малом зале Московской консерватории 6 июня • 1955 года13. В квартете были исполнены произведения Моцарта (Квартет № 15, d-moll), С.Цинцадзе (Квартет № 3); по камерному ансамблю - Шуберта (Квинтет A-dur).
По окончании консерватории альтист не занимался оркестровым исполнительством, но его приглашали на концертные турне в качестве концертмейстера группы. Так, в составе оркестра ансамбля Моисеева и состоялась его первая зарубежная гастрольная поездка в Китай (в 1955 году), продолжавшаяся три месяца.
11 Этот факт был определен по совпадению дат записи «Скерцо» Дж.Россини и «В лодке»
К.Дебюсси, вышедших на С1Э из собрания «Великие исполнители Московской консерватории» в
2000 году и протокола Государственного экзамена по специальности.
26
Далее годы учения в Московской консерватории успешного солиста-концертанта проходили в качестве аспиранта В.В.Борисовского. Исполнительскую практику Дружинин сочетал с педагогической работой в ЦМШ и в консерватории. В этом же году, 22 ноября, произошло важное для музыканта событие — рождение дочери Елены.
Летом 1956 года, будучи ассистентом второго года обучения, молодой альтист познакомился с Анной Андреевной Ахматовой в Старках, где исполнил для поэтессы Чакону Баха. Впервые работать над сочинением альтист начал после окончания консерватории, уже в аспирантуре и занимался изучением сочинения целый год. Суровая и величественная красота этого сочинения, монументальность и архитектоника её формы, неиссякаемая фантазия и изобретательность композитора в построении и следовании полифоническим вариациям навсегда остались в сердце поэтессы. Позднее Чакона нашла свой выход в ряде стихотворений А.А.Ахматовой, подарившей Ф.С.Дружинину книгу стихов «Корейской классической поэзии» в собственных переводах с дарственной надписью (это было первое издание поэтессы после длительного запрета).
10 января 1957 года в Малом зале консерватории состоялся один из первых сольных концертов альтиста, получивший первый отзыв в прессе. Автор рецензии - Л.Куренкова, ассистентка класса В.В.Борисовского отмечала: «Концерт аспиранта-альтиста Ф.Дружинина доставил слушателям немалое удовольствие. Красивое, мягкое и полное звучание произведений в исполнении Ф.Дружинина (при первоклассном инструменте большого размера) производит очень приятное впечатление. Вот когда всерьёз можно говорить об “альтовом звучании”! Надолго запомнится задушевное благородное “пение” Арии Глюка (в ' обработке В.В.Борисовского). С юношеской восторженностью и непосредственностью прозвучала чудесная Соната для арпеджиона Шуберта. Гибкое, безупречного вкуса гиЬаФ позволило исполнителю передать образы вдохновенного Сонета Петрарки (№ 123) Листа — Борисовского. Особенно поэтично прозвучал Ре-бемоль
27