Ви є тут

Музыкальное пространство в творчестве Клода Дебюсси

Автор: 
Мозгот Светлана Анатольевна
Тип роботи: 
диссертация кандидата искусствоведения
Рік: 
2006
Кількість сторінок: 
269
Артикул:
172729
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.......................................................... 3
ГЛАВА I. Категория пространства в музыкальном искусстве и науке
§ 1. Исследование категории пространства в музыкознании: обзор
методологических подходов......................................... 14
§ 2. Особенности художественного отражения пространства
в структуре музыкального содержания............................... 30
ГЛАВА II. Фонетический уровень: пространственность звука
в музыке Дебюсси.................................................. 52
§ 1. Художественно-пространственные свойства звука................ 53
§ 2. Масса звука как музыкально-эстетический феномен.............. 58
§ 3. Объём и плотность - факторы преодоления массы звука.......... 70
ГЛАВА III. Интонационно-семантический уровень: вне- и
метамузыкальное в музыкальном пространстве Дебюсси................ 92
§ 1. Приёмы воплощения внемузыкального............................ 94
§ 2. Пространственность интонации и внемузыкальное в архетипах
«призыва», «просьбы» и «игры».................................... 102
§ 3. Пространственные свойства интонации в выражении
метамузыкального: архетип «медитации».......................... 114
ГЛАВА IV. Драматургический уровень: пространство в образнохудожественном мире Клода Дебюсси.... 127
§ 1. Совпадение пространственных позиций субъекта и объекта 133
§ 2. Несовпадение пространственных позиций субъекта и объекта 142
§ 3. Концептуальное пространство как способ кристаллизации
художественной идеи в опере «Пеллеас и Мелизанда»................ 153
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................... 164
Примечания....................................................... 167
Список литературы................................................ 174
Приложение. Нотные примеры, схемы................................ 196
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Пространство (как и время) - неотъемлемая составляющая любого художественного, в том числе и музыкального, произведения. Вполне правомерно, что категория пространства занимает одно из центральных мест в современном научном знании. Множественность и разнообразие её проявлений и толкований в науке усложняет понимание этой категории в искусстве. Концептуальная разработка музыкального пространства в творчестве и музыкально-теоретических системах XX века (П. Булеза, А. Веберна, Д. Кейджа, Я. Ксенакиса, О. Мессиана, А. Шнитке, К. Штокхаузена и других) показывает, что в той или иной музыке оно обладает разными и далеко ещё не ясными свойствами. Отсутствие единой методологии, обилие частных замечаний отдельных авторов и теоретических размышлений обобщающего характера делает необходимым дальнейшее исследование пространства как в музыке в целом, так и в творчестве конкретных композиторов.
Особенно актуально изучение пространственного фактора в наследии Клода Дебюсси, поскольку пространственный аспект стиля композитора обусловил многие новаторства его музыкального языка, способствовав в дальнейшем (наряду с иными факторами) детальной разработке феномена пространства в музыкальном искусстве XX века. Знаменательно, что пространственность как имманентная черта музыкального стиля Дебюсси предопределила высокую результативность поиска и апробации различных методов, приёмов и способов, содействующих оптимизации исследований категории пространства в музыкальной науке.
Обозначенные положения определили проблему исследования: установление стилевых особенностей и закономерностей музыкального пространства в произведениях К. Дебюсси.
3
музыкального пространства в произведении, апробированный М.С. Старчеус на уровне интонационной драматургии, возможно спроецировать и на другие уровни музыкального содержания для более глубокого осознания их пространственной специфики.
Одновременно музыкальному пространству присуще и противоположное качество - импровизационность, скрывающаяся в симультанности смысла нотных знаков - мензуральной нотации, крюков, цифрованного баса, невыписанных разделов каденции, особенностях современной нотографии, о чём упоминают Г.А. Орлов, Г.М. Панкевич и другие, однако должного развития в работах о музыкальном пространстве эта проблема ещё не нашла.
Продолжая формирование собственной парадигмы исследования музыкального пространства, невозможно обойти наиболее полное изучение пространственных свойств, кристаллизующихся в музыкальном образе, предложенные Л.П. Казанцевой. Обозначенные исследователем свойства: объём, структурированность, хаотичность/упорядоченность,
дискретность/нерасчленимость, соразмерность/несоразмерность,
дифференцированность/гомогенность рельефа и фона, организация пространства с помощью планов, плотность, направления движения легко коррелируют с подобными, выявленными в сфере пластических искусств. [75] К таковым Г. Вельфлин относит: линейность/ живописность; плоскостность/глубинность; замкнутость/открытость; множество/единство; абсолютность/относительность (при воплощении предметной сферы); тектоничность/атектоничность; цельность/дробность; статику/динамику; кривизну/прямизну; вертикаль/горизонталь - диагональ;
симметрию/асимметрию. [35,9]
Изучение категории пространства с опорой на перечисленные конкретные свойства позволяет более глубоко раскрыть универсальную специфику, присущую её проявлениям и в других видах искусства. Этот метод анализа направляет внимание учёных на воздействие
25
метамузыкального содержания на музыкальное пространство, что
предопределяет обращение исследователей к семиотическому подходу. Последний свойствен анализу пространственности музыкальных фигур и чисел Н.В. Васильевой. Взаимоотношение музыкальных элементов в рамках двоичности, троичности, четверичности; круга, сферы, квадрата, линии, креста исследователь видит «продуктом глубинного уровня коллективного бессознательного в его пространственно-временном полагании»,
проявившегося «как свободное движение фантазии, воображения, чувственных переживаний и интеллектуального расчёта» композиторской деятельности. [33, 11] В.А. Шуранов при помощи семиотического подхода раскрывает взаимосвязи между предметно-чувственным и символическим в музыкальном пространстве. [220]
В то же время семиотический подход, применяемый в работах И.В. Мациевского, [126] Е.В. Назайкинского, [140, 144] В.Н. Холоповой, [202] и других учёных значительно чаще толкует музыкальное пространство в виде носителя внемузыкального. Так, Мациевский замечает, что
пространственные образы движения человека, падений, прыжков,
угловатости, плавности, прерывности, прямолинейности, вращательности находят отражение во многих произведениях И. Стравинского и других композиторов. [126, 78-79] Нам, однако, думается, что в исследовании музыкального пространства нет необходимости разделять сферы внемузыкального и метамузыкального. Скорее, стоит устанавливать характер их взаимоотношения, то есть, того насколько разворот концепта опосредует обращение к определённым внемузыкальным факторам и как они взаимодействуют, раскрывая смысловую структуру произведения.
В таком контексте необходимо уточнить понятие концептуального пространства, применяемого по отношению к музыкальному пространству в дифференцированном подходе9. Его толкование в отечественном музыкознании разнится. Например, Г.А. Орлов только отмечает один из признаков концептуального пространства, вводя понятие внутреннего
26