Ви є тут

С.М. Сонки в истории русского вокального искусства

Автор: 
Шарма Елена Юрьевна
Тип роботи: 
диссертация кандидата искусствоведения
Рік: 
2008
Артикул:
172618
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ВВЕДЕНИЕ...........................................................5
ГЛАВА I. Личность С. М. Сонки в контексте переходной эпохи..................................................................10
§ 1.1 К вопросу о специфике переходных эпох....................10
§ 1.2 С. М. Сонки: неизвестное об известном....................19
§ 1.3 Вклад С. М. Сонки в вокальную культуру «Серебряного века» (Дореволюционный период деятельности)...................33
1.3.1 Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества....................................33
1.3.2 Общественные организации деятелей искусства........39
1.3.3 Научно-педагогические искания С. М. Сонки и его ученики......................................................54
§ 1.4 Творчество С. М. Сонки советского периода................72
ГЛАВА II. «Теория постановки голоса» С. М. Сонки и ее значение......83
§ 2.1 «Теория постановки голоса» в свете различных редакций....89
§ 2.2 Периодика С. М. Сонки....................................94
§ 2.3 Основные методические принципы, изложенные в «Теории постановки голоса»........................................97
2.3.1 Требования, предъявляемые к начинающему певцу..-...98
2.3.2 Дыхание...........................................100
2.3.3 Тембр, артикуляция и звукоизвлечение..............104
2.3.4 Дикция и фразировка...............................108
2.3.5 Работа над голосом: от простого к сложному........111
2.3.6 Гигиена голоса и советы ученикам и артистам.......120
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................126
БИБЛИОГРАФИЯ.....................................................132
ПРИЛОЖЕНИЯ.......................................................157
3
Приложение 1
Сонки С. М. По поводу библиографической заметки «Музыкального обозрения» [о рецезии С. И. Габеля на книгу «Теория постановки голоса» С. М.
Сонки] // Театр и жизнь. - 1885. - № 246; № 247 (печатная копия)....157
Приложение 2
Программа по классу пения в Музыкально-драматическом училище Московского филармонического общества (ксерокопия документа)..............168
Приложение 3
Программа ученического экзаменационного спектакля Музыкальнодраматического училища Московского филармонического общества за 1886-1887 учебный год// Государственный центральный театральный музей им. А. А. Бахрушина. П. № 99122 (ксерокопия документа в уменьшенном формате)..................................................................174
Приложение 4
[Объявление об образовании «Общества вокальных педагогов и других музыкальных деятелей»] (1899 г.) (ксерокопия документа) // Государственный центральный театральный музей им. А. А. Бахрушина. Ф. 305, Ед. хр. 1412.
.....................................................................177
Приложение 5
Библиография. С. М. Сонки. Теория постановки голоса в связи с физиологией органов воспроизводящих звук. 4-е изд. СПб., 1900 // Русская музыкальная
газета. - 1900. - № 12 (ксерокопия документа)........................180
Приложение 6
Сонки С. М. Письмо в редакцию // Ежемесячник ушных, горловых и носовых
болезней. - 1907. - Т. 2. - № 2 (ксерокопия документа)...............183
Приложение 7
Сонки С. М. Ответ доктору Геллату (письмо в редакцию) // Русская музыкальная газета. - 1907. - № 40 (ксерокопия документа)................187
21
Из работ профессора В. А. Багадурова известно, что до приезда в Россию маэстро окончил естественнонаучный факультет университета, затем прошел полный курс у выдающегося вокального педагога Франческо Лам-перти в Милане. Как певец дебютировал в роли Риголетто в одноименной опере Дж. Верди (1876). Затем делал успешную оперную карьеру, в течение восьми лет исполняя партии ведущего баритона как в итальянских театрах (Неаполь, Венеция, Флоренция), так и на мировых сценах: в Лондоне, Нью-Йорке и других городах. Однако, рано закончив выступать, по обстоятельствам личного свойства и по настоянию того же Ф. Лампсрти, он посвятил себя педагогической деятельности [8, Ч. 3,162].
Для подготовки себя к новой специальности «С. М. Сонки усердно занялся более подробным изучением анатомии, физиологии и акустики голосовых органов, специально занимался ларингологией у миланского проф. Ля-буса; для ознакомления с методологией пения побывал в Париже у проф. пения Обридье, в Вене - у Рокитанского1 и др.» [Там же, 162-163]. Следствием его научных изысканий и обстоятельной подготовки явились открытие вокальных курсов в Милане, а также работа над рукописью под названием «Теория постановки голоса в связи с физиологией органов дыхания и гортани», которая была издана уже в России, куда впоследствии переехал маэстро. И тут возникает вопрос: по утверждению В. А. Багадурова, С. М. Сонки был приглашен профессором пения в Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества в 1888 году. Однако в архиве ГЦТМ им. А. А. Бахрушина сохранилась программа ученического экзаменационного спектакля указанного училища за 1886-1887 учебный год (см. Приложение 3), из которой видно, что здесь уже принимали участие ученики класса профессора С. М. Сонки. Кроме того, в газете «Русский курьер» за 1884 год на-
1 В Энциклопедическом музыкальном словаре [166, 438] упоминаются братья фон Рокитанские (Rokitansky), Виктор (автор книги «Über Sänger und Singer», W., 1891., 1896) и Ханс, которые оба были профессорами Венской консерватории. В словаре Л. М. Пружанского «Отечественные певцы» в статье о С. М. Сонки указывается X. Рокиганский [157, 56], который стал профессором в 1894 году, когда С. М. Сонки уже жил в России. Видимо, речь идет все-таки о Хансе фон Рокитанском.
!
I
22
ходим несколько его объявлений, например, такого содержания: «Профессор пения из Милана (бывший ученик ЛАМПЕРТИ), С. Сонки, поселился в Москве и дает уроки (курсив - «Русский курьер»)» [181, № 246, 7]. Наконец, в сноске к одной из своих газетных публикаций С. М. Сонки пишет: «Я приехал первый раз в Москву из Италии в 1884 г., приглашенный в качестве профессора пения Музык.-драмат. училища Московского Филармон. Общ. директором П. А. Шостаковским» [188, 285]. Приведенные факты позволяют сделать вывод, что маэстро начал работать в этом учебном заведении ранее 1888 года.
Анализ ежегодных отчетов Музыкально-драматического училища окончательно проясняет картину. В перечне личного профессорского и преподавательского состава фамилия профессора С. М. Сонки впервые появляется в 1885-1886 учебном году [140, 4], затем она присутствует в документах за 1886-1887 учебный год [Там же, 77] и за первое полугодие 1887-1888 учебного года [Там же, 8]. Таким образом, утверждение, что С. М. Сонки был приглашен в училище в 1888 году, требует коррекции, ибо в этот период он уже покинул его1.
Далее у В. А. Багадурова упоминается, что С. М. Сонки переехал в Санкт-Петербург в 1891 году в связи с переводом его (Сонки) жены, из Большого театра в Мариинский. Однако мы не находим там ни ее имени, ни фамилии. Само по себе это событие можно было бы считать незначительным, если бы ранее не обнаружились некоторые неточности в датах. Действительно при анализе архивных материалов сразу возникает вопрос: почему имея, в частности, в 1886-1887 учебном году больше всего учеников (о чем свидетельствует соответствующий отчет Музыкально-драматического училища [Там же, 11], что указывает, на его популярность как педагога), С. М. Сонки в середине 1887-1888 учебного года вдруг покидает указанное училище?
‘ Эти данные косвенным образом служат свидетельством того, что курсы в Милане были открыты С. М. Сонки ранее 1885 года, который указан в «Очерках» В. Л. Багадурова.