Ви є тут

Государственный социальный заказ в советском музыкальном искусстве 1930-х годов

Автор: 
Резник Ирина Борисовна
Тип роботи: 
Дис. канд. искусствоведения
Рік: 
1930
Артикул:
172828
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава I. Советское искусство 1930-х годов. Обзор литературы
1.1.Отечественная культура в контексте политической ситуации 1930-х годов XX столетия
1.2. Государственный социальный заказ в СССР как система организации социокультурной деятельности в 1930-е годы Глава И. Теоретические основы исследования отечественной музыкальной культуры 1930-х годов с применением методов социологии и математики
2.1. Предпосылки теоретической концепции социологии искусства
2.2. О возможности использования социологических и математических методов в исследовании музыкальной культуры. Контент-анализ.
2.3. О возможности использования алгебры множеств.
Глава III. Методы теоретического исследования музыкальной куль гуры 1930-х годов
3.1.Музыкальная культура в контексте 4-х полей социомузы-кального цикла
3.2. Исследование компонентов музыкальной культуры в контексте предлагаемой методики. Практическое использование методики
3.2.1. Данные по России
3.2.2. Данные по Свердловску Заключение
Список литера гуры Приложение
3
12
12
31
52
53
78
84
93
93
102
102 141 163 173 2 кн.
Введение
1930-е годы - один из наиболее сложных и противоречивых периодов в жизни советского государства. Стабилизация нового строя сопровождалась продолжением революционных преобразований, но уже переведенных в область внутриполитической жизни: в сферу борьбы с инакомыслием. Стремление переделать человека - обобществить все формы его деятельности и подчинить их главной цели создания непротиворечивого массового сознания, послушного воле государства, - такова была идеология государственного аппарата в 1930-е годы в СССР.
Советская музыкальная культура 1930-х годов - яркое, самобытное и в то же время неоднозначное явление - сфокусировала в себе проблемы, типичные для того времени. Однако по ряду причин, прежде всего, политического характера, в течение полувека было невозможно объективно подойти к рассмотрению особенностей культуры этого периода и дать оценку его роли в развитии отечественной культуры. И лишь по прошествии определенного временного периода (более 70 лет) появилась возможность достаточно отстраненно и беспристрастно проанализировать одно из наиболее драматичных десятилетий в истории государства. Ряд современных исследований Н. Шахназаровой, И. Барсовой, И. Ромащук, Л. Толмацкой, Г. Орлова выводят осмысление истории отечественного музыкального искусства на новый этап и открывают новые перспективы в изучении культуры данного периода.
В настоящей работе музыкальная культура 1930-х годов рассматривается сквозь призму государственного социального заказа, то есть в се непосредственной связи с определенным общественным стросм и структурными механизмами управления. Под государственным социальным заказом в настоящей работе подразумевается особая форма социального заказа, связанная с требованиями государства как органа управления к социуму. Рассматривая государственный социальный заказ как совокуп-
«реальнее действительности». Мифическое светлое будущее, которое вроде бы еще только строилось, уже было воздвигнуто в душах людей» [199].
Фактически, на десятилетие, массовая песня стала приметой музыкального быта. Сочинений в данном жанре было очень много, и большинство из них были очень похожи между собой. Е. Шевляков, в работе, посвященной вопросам взаимосвязи бытовой музыки и социальной психологии, указывал, что: « (бытовая музыка) закрепляет в звуках некие распространенные в данной среде чувствования и переживания, доминирующий в ней психологический настрой, выступает как бы упрочните-л емлегко усваиваемых и легко передаваемых черт коллективной психологии. В образном плане это Великий типизатор эпохи. Бытовая музыка — есть способ фиксации устойчивой эмоциональной атмосферы» [213, с. 152].
Нельзя сказать, что только массовая песня была единственной приметой музыкальной жизни: джаз и классика, романсы и народная музыка - все звучало в 1930-е годы, но именно массовая песня стала отражением коллективных эмоций той эпохи. Столь активная позиция одного музыкального жанра не могла не повлиять на прочие сферы музыкального творчества, поскольку советские композиторы искали новые средства музыкальной выразительности, новый стиль, стремились к новому образному содержанию, идейной направленности и массовому характеру воздействия. Песенность проникала и в симфоническую музыку и на оперную сцену, однако механическое привнесение песни в симфонию не дало полноценных результатов. Временная популярность этих сочинений не выдержала проверки временем и большинство из них, уже через 30-40 лет не были известны слушательской аудитории (например, А. Вепри к «Сталинстан»).
В оперном искусстве жанр «песенной оперы», как итог соединения оперной традиции с массовым музыкальным жанром, просуществовал
значительно дольше, вплоть до предвоенного времени: «Тихий Дон» (1936) и «Поднятая целина» (1937) И. Дзержинского, «В бурю» (1939) Т. Хренникова. Развитие музыкальной культуры в России шло по новому пути совмещения массовости, песенности и классических традиций (жанров, форм, методов развития). Отсюда рождение новых жанров — песенная опера и симфония, большое количество киномузыки (с опорой на симфонические методы в соединении с темами массовых песен). «Стремление художественно освоить общезначимые интонации стало доминантой художественных исканий мастеров, желавших говорить с народом понятным ему языком» [93, с. 56]. Массовость, реалистичность и народность в музыкальном искусстве должны были найти свое воплощение в новых формах и языке.
Эти положения были озвучены в 1934 году в речи А. Жданова, в которой линия реализма и народности становились основой политики партии в вопросах искусства, а главной задачей советского искусства была заявлена широчайшая массовость аудитории. Музыкальное искусство и прочие виды художественной деятельности отныне были объединены не только общими идеями массовости и народности, но и общим методом творчества.
В музыкальном искусстве метод соцреализма, в отличие от литературы и живописи, был не очень популярен и отношение к нему было неоднозначным. «В разговорах критиков и музыковедов не оченъ-то слышались разговоры о «социалистическом реализме», поскольку никто не был в состоянии внятно объяснить, что конкретно означает этот стопин-ско — горьковский монстр применительно к музыке» [193, с. 27].
Музыкальное искусство, с трудом справляется с сиюминутными задачами художественного отражения правды жизни и формирования новой жизни (основные задачи метода). В 1933 году в журнале «Советская музыка» была опубликована статья «К вопросу о социалистическом реализме в музыке», в которой были выделены основные задачи соцреа-