СОДЕРЖАНИЕ
Введение............................................................................ 2
Глава I. Концерт для флейты, струнных, арфы и колоколь чиков......................... 6
Глава II. Концерт для гобоя и малого симфонического оркестра.................... 19
Глава III. Концерт для трувы и симфонического оркестра.............................. 35
Г лава IV. Концерт для тромвона и симфонического оркестра........................... 59
Г лава V. Концерт для тувы и симфонического оркестра .............................. 78
Г лава VI. Концертино для фортепиано и симфонического оркестра...................... 95
Г лава VII. Концерт для скрипки и струнного оркестра............................ 108
Заключение....................................................................... 136
Приложение. «Тема н вариации» для трувы и симфонического оркестра............... 161
Литература...................................................................... 195
1
ВВЕДЕНИЕ
Сравнительно недавно армянская профессиональная музыка, выйдя за пределы христианских храмов, где она преБЫвшргпоч'ш полтора тысячелетия и накопила огромный опыт [/ монодической культуры, стала стремительно осваивать традиции европейских жанров, прежде ей неведомых, и заполнила многочисленные художественные «ниши» сценических мистерий, связанных с камерными, симфоническими формами музыкального творчества.
Целая плеяда Блистательных композиторов Буквально за несколько десятилетий воздвигла новое здание национальной музыкальной культуры, охватив практически все существующие музыкальные жанры.
В этом ряду выдающихся подвижников творчество Александра Арупоняна заняло одно из ключевых мест не только в цени исторических СОБЫТИИ, но и с позиции значимости его . произведений, подавляющее ьо.тыпинство которых стало художественным эталоном в | маеппавах всей национальной композиторской школы Армении.
Широта жанрового охвата в творчестве Александра Арупоняна Беспрецедентна. Наряду с монумешальными произведениями — симфониями, концернами, ка1ггатами, оперой — перу композитора принадлежит огромное число сонатных циклов, вокальных и инструментальных сочинений, фортепианных сюит и пьес, хоровых полотен. А главное, все Без исключения созданные композитором сочинения обладают качеством предельного художественного 1 совершенства, чем, сопствснно, и овъясняется их многолетняя вострсБОванность: со сцен многих ' стран мира звучала и звучит музыка Арупоняна.
Одним из самых замечательных свойств этой музыки является устремленность к возвышенным духовным идеалам, к той авсолклиой форме музыкального самовыражения, | которая, став достоянием овщсства, становится также определенным художественным и / нравственным ориегпиром.
С другой стороны, простела и доступность восприятия его музыки достигается отнюдь не элемешарностыо технологического воплощения. Овразная рельефность, стереоскопичность музыкальных картин с их почти зримой многомерностью реализуется с помошью тончайших композиционных приемов, порой весьма свосопразных и новаторских. Изящный, типично армянский мелодизм в своей драматургической целостности воплощается в Безупречной художественной форме, и которой ист ничего лишнего, и всегда присутствует концептуальная символическая исчерпанность выражаемой идеи.
Существует множество пушшкаций о творчестве Александра Арупоняна: среди них многочисленные статьи в журналах, веселы современников о его творчестве, стилистике и
г^рлерными и иными, уже освоенными в Европе,
Сольная каденция флейты, в которой совраны все интонационные "достижения" обснх частей, воспринимается как послесловие. Композитор не воспользовался извитым приемам демонстрации предельных возможностей солирующею инструмента, а нзврал другой путь — напоминания слушателю о во всем происшедшем в развертывании музыкальной фавулы.
Краткая кода, сочиненная с оглядкой на нормы классицизма, поставила драматургическую точку в Концерте. Это выло необходимо, чтобы вернуть слушателя из
17
того замечательного лирического запытья, в которое он был погружен магией музыкального волшевства композитора!
I.
18
- Київ+380960830922