Ви є тут

Классическая гитара в России: к проблеме академического статуса

Автор: 
Ганеев Виталий Ринатович
Тип роботи: 
к проблеме академического статуса
Рік: 
2006
Артикул:
172697
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.............................................................3
Глава L Классическая гитара: история создания, совершенствования и функционирования...................................................12
§ 1. История западноевропейского гитарного искусства............12
§ 2. История исполнительства на классической гитаре в России 29
§ 3. Классическая гитара в российской провинции.................47
Глава II. Академическое искусство игры на классической гитаре:
сущность, структура, функции.........................................64
§ 1. Сущность, структура и функции академического
исполнительского искусства......................................64
§ 2. Профессиональное исполнительство как первый компонент
академического искусства........................................77
§ 3. Система профессионального образования как второй компонент
академического искусства........................................91
§ 4. Структура репертуара для классической гитары как третий
компонент академического искусства..............................98
Глава III. Классическая гитара в системе отечественного
профессионального музыкального образования..........................110
§ 1. Современная система профессионального обучения игре
на классической гитаре в России................................110
§ 2. Образовательная модель как средство формирования
профессионального исполнителя на классической гитаре...........128
§ 3. Информационно-компьютерные технологии в системе
профессионального музыкального образования.....................136
Заключение.........................................................150
Библиография.......................................................152
Приложение.........................................................169
2
ВВЕДЕНИЕ
Российское гитарное исполнительство является существенной частью мирового музыкального искусства. Развитие искусства классической гитары в России в целом отличается от западноевропейского и имеет свои особенности.
В современном отечественном инструментальном исполнительстве особенно остро по отношению к классической гитаре стоит проблема противопоставления народного и академического. Традиционное представление о классической гитаре как инструменте народном сложилось в связи с бытованием на российской территории нескольких разновидностей гитар (в частности, так называемой русской семиструнной), а также длительным общественно-политическим периодом, сопровождавшимся идеологическим диктатом и изолированностью России от мирового сообщества.
В соответствии со статусом народного инструмента в России сложилась образовательная система, в которой преподавание классической гитары до настоящего времени осуществляется в рамках кафедр (отделений) народных инструментов всех уровней профессионального музыкального образования (начального, среднего, высшего). Данное положение не соответствует академической сущности классической гитары, требует принципиального изменения взгляда на ее истинную природу и предполагает модернизацию существующей образовательной системы.
Особенности развития классической гитары в контексте музыкального исполнительства (как европейского, так и российского) сходны с историей других академических инструментов (фортепиано, скрипка и др.). Профессиональное гитарное искусство обладает обширным оригинальным репертуаром, включающим произведения различных эпох и стилей, а система профессионального обучения - основами методики преподавания игры на инструменте.
Обозначенная проблема проявляет себя во всех сферах творческой деятельности: профессиональном исполнительстве, обучении в рамках российской системы высшего профессионального музыкального образования, в трактовке сущности инструмента, в отношении к оригинальному репертуару. Именно се-
3
современный репертуар классической гитары. Появление же инструмента -прямого предшественника современной гитары - относится к периоду середины XVIII - начала XIX вв. и тесно связано с именем Мигеля Гарсиа /падре Базилио/ (1775-1832), который расширил диапазон гитары прибавлением сначала одной, а затем и двух басовых струн и возродил прием риатеабо, ставший впоследствии основным для классической гитары. Мигель Гарсиа имел большое количество учеников, среди которых были выдающиеся гитаристы, ставшие яркими представителями так называемого «блестящего периода» гитарного искусства: Федерике Моретти, Диониссио Агуадо и др.
Особенный расцвет европейской гитаристики приходится на первую половину XIX в. и представлен в основном именами испанских и итальянских исполнителей. Упомянутый выше Диониссио Агуадо (1784-1849) внес ряд усовершенствований в конструкцию инструмента (современная конструкция подставки), стал основоположником прогрессивных методических принципов (ногтевой способ игры) и оказал существенное влияние на современную исполнительскую школу. Его соотечественник - Хосе Фернандо Ма-карио Сор (1788-1839) - был не менее известен в Европе как исполнитель собственных сочинений и крупный методист в области гитары, уделявший большое внимание созданию педагогического репертуара1. Среди итальянских представителей «блестящего периода» наиболее значительной фигурой является Мауро Джулиани (1781-1829) - создатель сольных сочинений для гитары, концертов для гитары с оркестром, а также множества камерных произведений для различных составов с участием гитары. Нельзя не отметить также автора «Школы игры на гитаре» и более четырехсот произведений для гитары, известного педагога своего времени Фердинанда Карулли (1770-1841). Созданный им репертуар, а также сочинения другого итальянца - Маттео Каркасси (1792-1859) - составляют существенную часть современного педагогического репертуара для классической гитары. Имя еще од-
1 Основные методические разработки Ф. Сора, оказавшие большое влияние на исполнительскую школу классической гитары, были направлены на развитие техники левой руки.
17
ного итальянского гитариста - Марка-Аврелия Цани де Ферранти (1800-1878) - тесно связано с Россией1, он долгое время жил в Петербурге и именно здесь, по мнению ряда исследователей, сформировался «как гитарист европейского уровня» [207, с.8].
В середине XIX в. в Европе наблюдается спад интереса к гитарному искусству, причины которого усматриваются в первую очередь в стремительном развитии в этот период фортепианного, симфонического и камерно-инструментального исполнительства, однако наряду с уменьшением числа профессионально концертирующих гитаристов интерес к гитаре возрастает в среде музыкантов - представителей других инструментальных школ. Среди таких «гитаристов-любителей» были Ф. Шуберт, А. Диабелли, Г. Берлиоз, Н. Паганини и др. Во многом благодаря творческому интересу к гитаре музыкантов такого уровня в этот период формируется камерноансамблевый репертуар для классической гитары. Кроме того, гитара сохраняет свои позиции в сфере бытового музицирования, выполняя функцию аккомпанирующего инструмента.
Отметим, что наряду с большим значением творчества гитаристов «блестящего периода» для последующего развития академического гитарного искусства в таких аспектах, как совершенствование конструкции инструмента, формирование основных принципов исполнительской техники (о которых подробнее будет сказано ниже) и репертуара, необходимо согласиться с тем, что в целом для своего времени оно «было лишь тенью музыкальной культуры» [207, с.8] и значительно отставало от развития мирового инструментального исполнительства. Гитарное искусство XIX в. формировалось обособленно от основных тенденций мировой музыкальной культуры. Развиваясь преимущественно по пути салонного музицирования, оно не стало на
1 Известно о пребывании в России и других европейских гитаристов, в частности, Ф. Сора (1823-1828), балет которого «Сандрильона» демонстрировался на открытии Большого театра в Москве, состоявшемся в 1825 г. Однако, по словам А. Ширялина, «гитарная деятельность Сора в России была малоизвестной и не оставила почти никакого следа» [207, с.7].
2 Так, А. Диабелли создал ряд хамерных сочинений, среди которых особенного внимания заслуживают сонаты и сонатины для гитары и фортепиано; Н. Паганини же написал ряд инструментальных произведений с участием гитары, большинство из которых - дуэты для скрипки и гитары. Данные сочинения также входят в современный академический репертуар классической гитары.
18