Ви є тут

Этномузыкальные параллели татар и тюркских этнических групп (ногайцев-карагашей, туркмен и казахов) Астраханской области

Автор: 
Усманова Аделия Рустямовна
Тип роботи: 
диссертация кандидата искусствоведения
Рік: 
2008
Кількість сторінок: 
216
Артикул:
172609
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
ВВЕДЕНИЕ.....................................................................3
ГЛАВА 1. ТРАДИЦИ011НАЯ КУЛЬТУРА ТАТАР АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ: ЭТНИЧЕСКАЯ СПЕЦИФИКА, ТИПОЛОГ ИЯ, ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ПАРАЛЛЕЛИ..................15
1.1. Возникновение тюркских локальных групп и специфика их расселения
на территории Астраханской области..........................................15
1.2. Общественная (праздничная и календарная) обрядность татар Астраханской области
в XX в. и ее параллели. Содержательная общность обрядов жизненного цикла....23
Свадебная обрядность........................................................32
Родильная обрядность........................................................43
Похоронно-поминальная обрядность............................................52
ГЛАВА 2. ЖАНРОВАЯ СИСТЕМА ВОКАЛЬНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ
ПЛАСТОВ ЮРТОВСКИХ ТАТАР В АСПЕКТЕ ЕЕ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ
СВЯЗЕЙ......................................................................62
2.1. К проблеме классификации жанров вокального 1Ворчесзва..................62
2.2. Вокальный фольклор в кон>ексте бытования...............................80
2.3. Музыкальный инструментарий и жанровая общность
инструментальной традиции...................................................89
ГЛАВА 3. СТРУКТУРНАЯ ТИТЮЛОГИЯ В ЖАНРОВО-СТИЛЕВЫХ КОМПЛЕКСАХ ВОКАЛЬНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ ПЛАСТОВ
ТЮРКСКИХ ЭТНИЧЕСКИХ ГРУПП НИЖНЕГО ПОВОЛЖЬЯ.................................101
3.1. Типологические особенности ладойнтонационных и ри тмических структур вокальных напевов и инструментальных наигрышей.............................101
3.2. Феномен «фольклорного двуязычия» на примере музыкального фольклора юртовских татар и ногайцев-карагашей. Принципы сохранения и заимствования жанрово-стилсвых компонентов на примере современной
туркменской вокальной традиции.............................................121
Заключение.................................................................144
Библиографический список................................................... 155
Приложение 1...............................................................172
Приложение 2...............................................................208
Приложение 3...............................................................213
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования определяется, прежде всего, тем, что музыкально-фольклорные параллели отражают процессы активного этнического развития народов Нижнего Поволжья в ХУ1-ХХ веках: татар, ногайцев-карагашей, казахов, туркмен. При этом точкой отсчета в освоении Астраханского края тюрками, согласно историческим данный и архивным источникам, принято считать юртовских (ног айских) татар. Ка протяжении четырех веков формирование тюркского населения региона было связано с культурным взаимодействием, разную степень интенсивности и различные формы которого можно наблюдать в музыкальном фольклоре. Многовековое соседство тгоркских народов вело к адаптации и усвоению в собственных культурах соседних традиций, и, как следствие этого, - к сближению этнокультурных традиций в общерегиональном масштабе. В этом плане актуальна позиция И.И. Земцовского, отмечающего, что «...фольклор представляет собой многоярусную (в диалектическом смысле) систему, ибо включает системы локальные, племенные, национальные и межнациональные, вплоть до глобальной суперсистемы фольклора вообще, в свою очередь развивающейся и находящейся в связи со множеством иных, нефольклорных систем, и в первую очередь с другими видами народного искусства» [53, с. 173].
Смешение культур, возникающее в результате взаимодействий, приводит к неоднородности культур, различной степени интеграции [81, с. 28]. Тем актуальнее представляется выявление степени влияния либо восприятия инородней культуры, а также прояснение характера культурных взаимоотношений: диффузии, комплементарности либо иных форм пересечений.
Выявление этномузыкальных параллелей, наряду с диалектным рассмотрением музыкально-фольклорных традиций, необходимо вместе с тем для определения степени сохранности (трансляции) традиции каждой из этнических групп во временном аспекте (в пределах XIX- XX вв.), а также для соотнесения локальных традиций групп с традициями их этнической общности.
3
лилась и основала в 90-х годах XVIII века село Зензели Жидэле (Лиманского района), к которым присоединились жители из сел Ново-Кучергановка и Биш-тюбиновка.
На той же Линейной военной дороге в небольшом отдалении от села Кур-ченко переселенцами из села Каменный Яр было образовано село Линейное Кэмзинн, а чуть позже рядом с ним село Туркменка Толке-Тобэ (Урта авыл), состоящее из части жителей села Линейное. Оба села состояли из казанских татар и мишарей. В начале XIX века (четвертый этап заселения но В.М. Викторину) на Линейнинской трассе образовалось мишарское село Ян го-Аскер Яна Эс-кэр, относящие себя к пензенским мишарям «алты-авыллы». Село Старокучер-гановка Канга, основанное так же в XVIII веке, состоит из смешанного населения юртовских и касимовских татар. В 1918 году XX века (пятый этап) пересе-лендами из юртовских деревень Татаро-Башмаковка, Карагали, Яксатово, Заца-рево, а также казанскими татарами и потомками мишарей (пснзенско-нижсгородских, симбирских, хвалынских), было образовано разнородное село Новые Булгары Яна Болгар (Икрянинского района). В состав астраханских татар вошли и так называемые «татары трех дворов»: Агрыжанского (индийского), Гилянского (северо-персидского) и Бухарского (узбекского). В независимости от того, какую они религию исповедовали: Агрыжаие - индуизм, Гиляне -христианство, Бухарцы - ислам, все они имели смешанные браки с местными татарками, стали исповедовать ислам и уже к середине XIX века влились в состав астраханских татар. Г1.И. Небольсин отмечал факт вливания «татар трех дворов» в состав юртовских татар (93, с. 113].
Из вышеизложенного следует, что в результате всевозможных контактов астраханские юртовские татары испытывали многовековое смешение и взаимовлияние, как с татарами-переселенцам и, так и с тюркскими этногруппами, в сфере языка, общественного и семейного быта, материальной и духовной культуры. Так, Л.Ш. Арсланов предполагает, «что отдельные случаи контактов между предками ногайцев Дешт-и-Кипчака и предками казанских татар - булга-
20
рами происходили еще в золотоордынский период, т.с. до выделения Ногайской Орды из Золотой Орды» [18, с. 6]. Он же отмечает влияние татарского языка средневолжских татар на язык юртовских, обусловленное всевозможными сближениями юртовских и поволжских татар, занимавшихся земледелием и бахчеводством, через город и рынок [20, с. 14]. Важно, что, попадая в другую этническую среду, а иногда и смешиваясь с ней, носители татарских говоров в свою очередь испытали определенное влияние языка ногайцев, юртовских и алабугатских татар, казахов, калмыков, туркмен и русских. Язык карагашей, по мнению ученого, «следует считать самостоятельным, специфическим языком», а язык юртовцев - «межъязыковым состоянием» и с ногайскими, и с татарскими чертами [19, с. 8]. Язык астраханских туркмен с. Фунтово, сблизившихся в процессе этнокультурного развития (совместные браки, земледельческий образ жизни) с юртовскими татарами из близлежащих сел (прежде всего, с. Осыпной Бугор), при сохранении своего собственного, туркменского языка оказался наиболее близок к языку юртовцев. Кыпчакская группа языков, лежащая в основе ногайского и казахского языков, является одним из наиболее значительных факторов сближения и взаимопонимания данных этногрупп.
Взаимопроникновение культур шло и через образование. Так, у астраханского ногайского просветителя и этнографа А.И. Умерова обучались казахи, туркмены, ногайцы [38, с. 303].
При этом все же можно говорить о сохранившихся диалектных особенностях и в языке, и в сфере материально-духовной культуры как внутри каждой этнографической группы, входящей в состав астраханских татар, так и внутри каждой тюркской этнической группы, связанных этнокультурными связями с астраханскими татарами. Более того, справедлив вывод Л.Ш. Арсланова: «в силу ряда социальных, исторических и лингвистических причин (численность населения, род занятий, характер языковых контактов, наличие или участие нескольких этнических компонентов, географическое расположение, религиоз-
21