Ви є тут

Фортепианный ансамбль как феномен музыкальной культуры Ленинграда - Санкт-Петербурга второй половины XX века

Автор: 
Лукьянова Надежда Викторовна
Тип роботи: 
диссертация канд. искусствоведения
Рік: 
2006
Артикул:
172725
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение............................................................3
ГЛАВА I. ФОРТЕПИАННЫЙ АНСАМБЛЬ В ЛЕНИНГРАДЕ: 1950-НАЧАЛО 1970-х ГОДОВ..................................................
1.1. Возникновение первых постоянных концертирующих дуэтов.......14
1.2. Оригинальные концертные сочинения для двух фортепиано композиторов - педагогов Ленинградской консерватории...........36
1.3. Двухфортепианный ансамбль в творчестве Г. Корчмара..........49
1.4. Неизвестные страницы истории: дуэтные сочинения 1950-1970-х годов; по материалам архивов и библиотечных фондов....................58
ГЛАВА И. ЛЕНИНГРАДСКИЕ ФОРТЕПИАННЫЕ АНСАМБЛИ В 1970-
1980-е ГОДЫ..........................................................
II. 1. Концертная жизнь..........................................69
11.2. «Зарисовки» В. Гаврилина и их влияние на дальнейшее развитие
фортепианной ансамблевой культуры в Петербурге...................79
И.З. Жанрово-стилистические поиски...............................90
ГЛАВА III. НА РУБЕЖЕ XX-XXI ВЕКОВ....................................
III. 1. Фортепианный ансамбль в музыкальной культуре современного Санкт-Петербурга..............................................109
111.2. Монотембровый ансамбль: новые образы жанра..................
111.2.1. Фортепианные дуэты.....................................126
111.2.2. Фортепианные терцеты...................................139
111.3. Ансамбль двух фортепиано: тенденции развития.............150
111.4. Детская музыка петербургских композиторов для фортепиано
в четыре руки...................................................168
Заключение........................................................186
Список литературы............................................... 188
Приложение 1. Нотные примеры......................................211
Приложение 2. Каталог.............................................253
Приложение 3. Дискография.........................................319
31
инструментальному составу - Концерт для двух фортепиано, валторны и камерного оркестра И. Пустыльника57.
П.А. Серебряков нередко привозил в подарок дуэту из гастрольных поездок ноты новых ансамблевых сочинений (42, 13). Не раз помогал дуэту авторитетными советами Н.Е. Перельман.
Разнообразный репертуар позволял пианисткам участвовать в многочисленных тематических программах: «Русская музыка», «По страницам музыки XX века», «Музыка народов Советского Союза», «Д.Д. Шостакович и его школа», «Вечер французской музыки», «Пианисты школы Есиповой и Калантаровой» и «Пианисты школы Николаева».
Именно Ганкиной и Самойлович принадлежит инициатива преподавания фортепианного ансамбля в стенах родного вуза: пианистки начали эту практику в форме факультативных занятий со студентами в 1959 году (229), за несколько лет до того, как на кафедре камерного ансамбля впервые появился предмет «фортепианный дуэт».
Дуэт прекратил свое существование со смертью Самойлович в 1981 году, с тех пор Ганкина выступает в ансамбле со своей ученицей И. Васильевой. За полвека педагогической работы Ганкина взрастила множество ансамблей, среди которых И. и Ю. Элькины, ныне проживающие за рубежом и активно концертирующие в странах США и Европы.
В 1960-х годах на ленинградских афишах появляются имена Габи (Габриель) Тальрозе 8 и Анатолия Угорского59. Воспитанники профессора
57 Камерный оркестр Ленинградской филармонии, худ. рук. Л. Шиндер, дир. - А. ШтеЙнлухт. Соло на валторне - В. Буяновский. 1.04.1978. Зал Академической капеллы.
Содружество пианисток с ленинградским композитором началось раньше: 19.05.1965 на его авторском вечере в Доме композиторов Ганкина и Самойлович играли Сюиту дяя двух фортепиано. Они также включали в свои программы транскрипции Пустыльника Трианы, Кордовы и Наварры И. Альбениса. Двухфортепианная авторская транскрипция Прелюдии Des-dur Д. Шостаковича из цикла Двадцать четыре прелюдии и фуги, ор. 87 была хорошо известна. Специально для Ганкиной и Самойлович Пустыльник завершил диптих, переложив для двух фортепиано фугу.
51 Тальрозе Габриечь Бенновна (р. 1940) - Окончила ЛОЛГК им. H.A. Римского-Корсакова по классу проф. Н.И. Голубовской в 1964 году, там же аспирантуру в 1966 году. Профессор Иерусалимской музыкальной академии.
32
Н.И. Голубовской, молодые пианисты совершенствовались у нее же в аспирантуре. В студенческие годы они впервые объединяются в ансамбль для представления Весны священной для двух фортепиано, но не в версии А. Та-мира, известной по положительному отзыву самого Стравинского, и не в авторском переложении оркестровой партитуры для двух фортепиано, а в переложении Угорского. Дебют с «мастерски переложенным и великолепно исполненным» (152, 91) произведением в концерте, состоявшемся в январе 1962 года в Большом зале Таллиннской филармонии, оказался серьезной заявкой на перспективное развитие нового дуэта, и, как будет видно далее, предопределил приоритеты в развитии репертуарной политики пианистов -обращение к музыке XX века.
Первое публичное выступление Тальрозе и Угорского в Ленинграде60 сразу привлекло внимание слушателей и критиков необычной программой: Larghetto и Allegro Es-dur для двух фортепиано Моцарта (впервые в СССР), Вариации на тему Гайдна для двух фортепиано Брамса, По белому и черному Дебюсси и Соната для двух фортепиано и ударных Бартока.
Хотя они исполняли и сольные произведения, главным в тот вечер, по утверждению рецензента М. Арановского, оказалось «рождение нового фортепианного дуэта» и что именно в дуэте «порывистая Г. Тальрозе и более уравновешенный А. Угорский отлично дополняют друг друга», являясь «одаренными, ищущими музыкантами», играющими «с большой внутренней свободой и артистизмом» (5,3).
Каждое исполнение Сонаты для двух фортепиано и ударных Бартока до сих пор - событие в музыкальной жизни, но в 1960-х годах звучание этого сочинения стало поистине шоком для публики, вызвав огромной резонанс в прессе. Одним из достижений дуэта Угорский - Тальрозе стала трактовка этого сочинения. Очевидно, пианисты слышали Сонату в исполнении М.
59 Угорский Анатолий Запьманович (р. 1942) - Окончил ЛОЛ ГК им. H.A. Римского-Корсакова по классу проф. Н.И. Голубовской в 1965 году, там же аспирантуру в 1968 году'. Лауреат Международного конкурса им. Дж. Энеску. Профессор Hochschule в Детмольде (Германия).
60 М3 Филармонии. 12.03.1966.