Ви є тут

Неоклассицистское балетное творчество И.Ф. Стравинского: к проблеме воплощения орфической концепции

Автор: 
Королева Анна Валентиновна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2005
Артикул:
276425
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение........................................................стр. 3
Глава I. «Формирование и особенности претворения орфической концепции в творчестве Стравинского».......................................стр. 14
Глава II. «Аполлон Мусагет» - творческий манифест Стравинского»...стр. 43
Глава III. «Орфическая концепция в неоклассицистском балетном творчестве Стравинского: сюжет о художнике»...............................стр. 63
Глава IV. «Орфическая концепция в неоклассицистском балетном театре Стравинского: концертно-игровая линия» стр. 106
Заключен ие....................................................стр. 143
Библиографический список стр. 150
Приложения 1-3.................................................стр. 165
Приложение 4 (нотные примеры)..................................стр. 176
2
s 71
3
Введение
Творчество И.Ф. Стравинского - знаковое явление музыкальной культуры XX столетия, неисчерпаемое по силе художественного воздействия. Композитор не только открыл новые горизонты в музыкальном искусстве, особенно в области ритмической техники, но и обобщил такое важнейшее свойство культурной парадигмы эпохи как стилистическое многообразие. Стравинскому на протяжении своего долгого и необычайно плодотворного творческого пути удалось охватить почти все наиболее значительные направления музыки XX столетия. Обращаясь к фольклору, европейской классике или серийному методу, композитор создает на их основе произведения, отмеченные яркой творческой индивидуальностью и качеством универсализма. Благодаря такому сочетанию, многие из творений Стравинского почти сразу же становились «классическими образцами», оказывая колоссальное влияние на развитие не только избираемого им на данный момент стиля, но и музыки XX века в целом.
Неудивительно, что феномен Стравинского еще при жизни композитора приковывал к себе заинтересованное внимание исследователей. Литература, посвященная творчеству композитора, включает в себя монографии и многочисленные работы но отдельным проблемам музыкального наследия Стравинского. Среди крупнейших отечественных монографий можно выделить исследования Б. Асафьева [16J, М. Друскина [51], С. Савенко [117], Б Ярустовского [162]. Зарубежная музыковедческая литература о Стравинском включает' в себя исследования, написанные практически на всех европейских языках. Наиболее фундаментальными из них стали труды таких ученых, как: H. Kirchmeyer [169], H. Strobel [186], R. Taruskin [190], R. Vlad [192], S. Walsh [193], E. Whaite [195]. В большинстве монографий сохраняется хронологический принцип, и творческий путь композитора подразделяется на три этапа: «русский», неоклассицистский и поздний, или «серийный».
19
убеждение в гармоничной соразмерности и разумности мироздания. В этой связи замечание Б. Асафьева о безраздельно царящей в искусстве Н. Римского-Корсакова «красоте постижения действительности как высшей закономерности и организованности»14 вполне соответствует и творческому кредо Стравинского. Нельзя не отметить и преемственность между наставником и учеником в отношении многих тем и сюжетов. В контексте обозначенного нами ракурса исследования представляется особенно важным то, что Стравинский по-своему развивает идею Искусства, гармонизующего, одухотворяющего и преображающего мир. Так, орфическая тема, представленная в операх Римкого-Корсакова «Снегурочка» и «Садко», станет одним из ведущих сюжетов музыкального театра Стравинского.
Безусловно, вопрос о творческих и эстетических параллелях между Римским-Корсаковым и Стравинским заслуживает отдельного исследования, однако их очевидность проясняет многие аспекты формирования эстетических взглядов и предпочтений композитора, весьма своеобразно усвоившего уроки одного из великих мастеров русской музыки.
В связи с этим представляется вполне закономерным, что идеалы «прекрасной ясности», постижения вечной красоты и гармонии через обращение к искусству минувших эпох оказались необычайно близки Стравинскому. Он равнодушно прошел мимо «половодья чувств» музыки Рахманинова и экзальтированно-мистических концепций символизма, питавших творчество Скрябина. Творческое развитие Стравинского оказалось прочно связанным с «Миром искусства». В этом содружестве молодой композитор не только нашел своих единомышленников, но и получил возможность общения с выдающимися людьми своего времени, которое необычайно стимулировало его профессиональное совершенствование.
Концепция синтеза искусств, реализованная в постановках дягилсвской антрепризы, весьма отличалась от идей символистов и замысла скрябинской Мистерии. Если в символистском действе все искусства объединяло высшее из них - музыка, то в мирискусническом спектакле на равных
20
взаимодействовали музыка, живопись, танец, актерское искусство, режиссура.15 Не случайно, что наиболее совершенное воплощение мирискусническая идея содружества муз получила в жанре балета, который в силу своего дивертисментного происхождения соединяет музыку и хореографию в контрапунктическом единстве16. Блестящим результатом художественных поисков выдающихся музыкантов, художников, балетмейстеров и танцовщиков становится появление балетного спектакля, в котором слияние музыки, хореографии и художественного оформления сделало возможным воплощение сюжетов, считавшихся ранее слишком глубокими для данного жанра. Их диапазон простирался от философской драмы до шаржа. Основой нового балета стала идея живописно-пластической выразительности. В связи с этим особая роль в спектакле принадлежала художнику, который стал равноправным участником постановки, направляя фантазию композитора и хореографа. Таким образом, отказ от панмузыкальности, присущей эстетике романтиков и символистов (в том числе и концепции Ф. Ницше) и стремление к равноправному диалогу между различными видами искусств стали основой их слияния в балетном спектакле.
Отношение деятелей «Мира искусства» к хореографическому искусству наиболее точно выразил Л. Бенуа, ставший одним из создателей и теоретиков нового балета: «Балет — одно из самых последовательных и цельных зоплощений идеи gesamtkunstwerk,a, и именно за эту идею наше поколение готово было положить душу свою»17. Данное высказывание созвучно и взглядам Стравинского, в творчестве которого этому жанру была предопределена блестя щая будущность. Композитор неоднократно признавался в своем особом пристрастии к хореографическому искусству. С оттенком самоиронии он замечал, что его «основная продукция - балеты».18 Тяготение к данному жанру воплотилось не только в его количественном преобладании в творческом наследии мастера, но и было осознано Стравинским в качестве эстетического принципа. В хореографическом спектакле, где музыка соединяется с пластикой жеста и красотой танца,