Ви є тут

Древнерусская мелизматика: большой роспев

Автор: 
Тюрина Ольга Владимировна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2010
Артикул:
300519
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
ТОМІ
Введение......................................................................... 4
Часть I. ОСМОГЛАСНЫЙ БОЛЬШОЙ РОСПЕВ: ЦИКЛ СТИХИР ЕВАНГЕЛЬСКИХ....................... 11
Раздел 1. Цикл Стихир Евангельских: стилевые редакции по рукописям XII
- середины XVII веков ................................................... 12
Раздел 2. Графическая организация мелизматического мелоса в разведённой
редакции Евангельских Стихир............................................. 25
Раздел 3. Меюс цикла Евангельских Стихир как вотющсние стилевых
принципов осмогласного большого роспева.................................. 36
Итоги...................................................................... 148
Часть II. НЕГЯАСОВЫЙ БОЛЬШОЙ РОСПЕВ: ЦИКЛ СВЕТИЛЬНОВ ВОСКРЕСНЫХ.................... 153
Раздел 1. Композиция и мелос Свеппиьиов: воплощение единой модели в
одиннадцати текстах........................................................ 157
Раздел 2. Тайнозамкненная графика.......................................... 194
Итоги...................................................................... 209
Часть III. Древние графшеские формы большого роспева............................... 211
Раздел 1. Фитные начертания................................................ 217
Раздел 2. Формирование из начертания типа ^ * различных
тайнозамкненных формул..................................................... 235
Раздел 3. Светильни воскресные: единая графическая модель по трём
редакциям цим а............................................................ 250
Раздел 4. Стихиры Евангельские: избранные фрагменты нотации по трём
редакциям цикла............................................................ 268
Итоги.....................................................1................ 281
Часть IV. Поздний большой роспев................................................... 284
2
Раздел 1. «Подобная» группа песнопений и работа «по модели»........... 291
Раздел 2. Гласовый формульный комплекс и его воплощение............... 302
Раздел 3. Многовариантность........................................... 308
Раздел 4. Новации позднего большого роспева........................... 317
Раздел 5. Нетрадиционный мелос........................................ 342
Итоги................................................................. 364
Заключение.................................................................... 367
Список использованных рукописей............................................... 373
Литература.................................................................... 375
ТОМ II
Приложения.................................................................... 390
Приложения к Части 1.......................................................... 391
Приложения к Части II......................................................... 456
Приложения к Части III........................................................ 473
Приложения к Части IV......................................................... 503
3
Часть I. Раздел 3
Знамя два-в-челну изредка может быть заменено родственным знаком
^
стрела овоечелышя, отчего начертание приобретает следующий вид: * V *
(третья Стихира, в списке ГИМ, Епарх. N»174, последняя четверть XV века).
Ещё один фитный оборот «мигрирующего» типа, подобно предыдущей фите, следует причислить к редким в знаменном фитном комплексе формулам. Он не обнаруживается в фитниках и не имеет названия. Эта фита встречается в цикле четыре раза - в первой, четвёртой, седьмой и одиннадцатой Стихирах, по одному разу в каждом песнопении45:
щ
ш
.ли.
.:ке.
ТТ*
о
Подбирая название для этого распева, мы обратили внимание на своеобразную особенность его розвода: в нём два раза с небольшим интервалом
употреблено редкое знамя опрела громосветлая с сорочьей ножкой (ЛИ ). Это связано, конечно, с наличием в распеве секвенционно повторенного
четырёхсгупенного восходящего мотива
и
который
удобнее всего записать именно стрелой с сорочьей ножкой. В самых разных по времени списках разведённой редакции это знамя воспроизводится в розводе
фиты (иногда как строга светлая с сорочьей ножкой * ), становясь его
неотъемлемым признаком. Тайнозамкненное начертание фиты, напротив, не
Приложение 1-2, фита 1-4.
51
Часть I. Раздел 3
содержит столь же заметных элементов. По этой причине мы решили дать
«рабочее» название этой фите не по её тайнозамкненному начертанию, а по её
ч
розводу, и будем называть её «фитой с двумя ЛП ».
Распев фиты имеет необычную черту, выделяющую её среди прочих фит. Необычность заключается в положении каденционного тона на ступени до (в первой Стихире благодаря транспозиции распева на кварту вверх заключительный тон переносится на фа). Фитам, к какому бы гласу они не принадлежали, завершение на этой ступени не присуще. Типичные для фит окончания (конечные обороты) и каденционные тоны классифицировал М.В. Бражников46. Среди самых распространённых окончаний: ре и его квартовая
транспозиция соль в составе оборота Ш; ми и его транспозиция си в
составе оборота . Конечный оборот фщцра
которым завершается рассматриваемая нами фита, исследователь приводит, однако пишет, что он «в лицах встречается редко, а в фитах совсем не употребляется»47» Естественно при этом, что ни в одной из глав справочника М.В. Бражникова нет образца фиты, распев которой завершался бы на звуке до. По-видимому, в певческой практике такие фиты употреблялись очень редко, и
фита с двумя ЛЛ , подобно стрелъно-двосчс/шюй, типична лишь для большого
роспева, в столповой же традиции, на основании которой составлялись большинство фитников, не встречается.
Тайнозамкненное начертания фиты включает одну или две стрелы, полкулизмы простую или полную, знак фиты, змийцу и статью светлую в разных комбинациях, со множестовм вариантов и добавлениями дополнительных
I
знамён:
- РГБ, ф. 304 N2 408 (2-я пол. XV в.);
46 Бражников Л/. Лица и фиты знаменного распева. Л., 1984. С. 64.
47 Там же. С. 66.
52