Ви є тут

Русские певческие книги : типология, пути эволюции

Автор: 
Захарьина Нина Борисовна
Тип роботи: 
типология, пути эволюции
Рік: 
2007
Кількість сторінок: 
354
Артикул:
172640
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
Содержание
Введение 3
ГЛАВА 1 3!
§ 1. Певческая книга как хранитель музыкальной информации 3 ]
§ 2. Исправление певческих книг 98
ГЛАВА 2 147
§ 1. Певческие книги знаменного роспева 154
§ 2. Кондакарь 164
§ 3. Демсственник 167
§ 4. Певческие книги путного роспева 172
§ 5 Певческие книги строчного многоголосия 178
§ 6. Певческие книги греческого роспева 181
§ 7. Партесные обработки (постоянное многоголосие) 184
§ 8. Певческие книги разных роспевов 192
§ 9. Издания Придворной Певческой Капеллы 229
ГЛАВА 3 239
§ 1. Выходные записи богослужебных книг 241
§ 2. Владельческие записи 247
§ 3. Певческие книги в описях древнерусских библиотек (вопросы каталогизации и систематизации) 255
§ 4. Книги во вкладных книгах монастырей 289
§ 5. Певческие книги в издательских и книготорговых каталогах 293
Заключение 301
Список литературы и источиков 305
Введение
Христианство - религия, тесно связанная с письменной культурой, -оформляет свой риту ал целым комплексом богослужебных книг. Церковное пение, понимаемое как сакральный феномен, как часть ритуала, закономерно нуждается в письменной фиксации. С принятием христианства на Руси, в числе других богослужебных книг, появились и книги, содержащие произведения гимнографии - переводной греческой и оригинальной славянской. Песнопения записывались в них в виде текста или текста с нотацией. Постепенно образовался корпус певческих книг, в котором фиксация музыкальной составляющей стала играть решающую роль.
Термйн «йевческая книга» возникает на пересечении таких важнейших для русской средневековой культуры понятий, как «пение» и «книга». Пение -непременный атрибут богослужения, наравне с иконой и словом выражающий его суть. ІІи одна служба не может обойтись без пения - от пения одного дьячка до торжественного патриаршего богослужения с огромным хором. Книга служит символом мудрости, одновременно - сакральным символом. Значение книги в русской культуре начинается с Библии и проявляется во многих гранях жизни - в изображениях на иконах, в культивировании книжного дела, в народных пословицах и преданиях. Певческие книги, являясь частью корпуса сакральной книжности, образуют особый пласт культуры; в певческой книге соединились эмоциональность пения и книжная премудрость.
Актуальность исследования определяется тем, что певческие книги представляют собой историографию русской музыки от начала музыкальной письменности. Они являются основным, а подчас и единственным источником, по которому пишется история русской музыки вплоть до XVIII в. В то же время певческие книги не буквально передают музыкальную действительность, но составляют собс твенный виртуальный мир, собственную культуру, находящуюся в сложном двунаправленном взаимодействии с певческой практикой. Как и каждый исторический источник, они должны быть описаны, оценены с точки зрения их положения в музыкальной и книжной культуре, и только тогда составленное по ним представление об истории русской музыки будет вполне адекватным.
Настоящая работа является первым специальным системным исследованием русских певческих книг, взятых в широких хронологических рамках (конец ХІ-начало XX вв). Целью исследования является определение феномена певческой книги и ее места в книжной культуре России соответствующего периода. В задачи
34
описала кодекс, содержащий множество указаний па авторство роспевов [69};
А.Б.Турсунов [290] - рукопись, в которой зафиксированы пространные роспевы конца XVII столетия22. Е.Е.Шавохина в диссертации, посвященной стилю знаменного многоголосия [377], приводит целый ряд сборников, содержащих обиходные песнопения (но не образующих книги Обиход). В числе этих сборников и рукопись Вяз. 243, описанная И.В.Ефимовой [82]. Хотя исследовательница называет ее «обиходом знаменного многоголосия», песнопения в рукописи не образуют той последовательности, которая характерна для Обихода.
Особой формой фиксации, не связанной с формой кодекса, являются столбцы, в которых записываются одиночные песнопения, несколько песнопений, или партия многоголосного песнопения. Столбцы могли служить как для исполнения песнопений в церкви (особенно удобно для многоголосия), так и в качестве черновиков певческих книг - например, отдельные песнопения на столбцах добавлялись (вкладывались) в образцовую книгу, чтобы войти в ее список. Прекрасное собрание таких столбцов хранит фонд рукописного отдела Р1 'АДА № 188, где находятся рукописи из царской нотной библиотеки.
Столбцы - отдельные листы бумаги., длинные и узкие, которые могли использоваться в качестве хоровых партий или черновиков при создании книги.
Когда на Русь проник партесный концерт, он принес с* собой и своеобразную форму фиксации: произведения партесного стиля группируются в рукописях несколько иначе, чем древнерусские песнопения. Это, во-первых, т.наз. «Службы божии» - циклы песнопений повседневного круга. Состав Служб божиих частично раскрыл Ст.В.Смоленский: «Обыкновенный состав “Службы Божией” таков: “Слава. Единородный сыне” и ектения “Кирие елеисон”, Приидите поклонимся, Трисвятое, Херувимская песнь, “Отца и сына”. “Верую”, “Милость мира” и пр. “Тебе поем”, “Достойно есть”, и Причастен. Во многих службах имеется по две Херувимских и по нескольку ектений и т.под.» [271, отд. оттиск, с. 69-70, сн.].
П.В.Рамазанова в каталоге рукописей Придворной Певческой капеллы подробно раскрывает состав каждой из таких служб. Сог ласно данным каталога Рамазановой, в составе «Служб божиих» наблюдается определенная динамика. Если в рукописях XVII в. так могли называться последования песнопений Всенощного, Литургии, служб на будние дни, то в рукописях XVIII заголовок «Служба божия» закрепился за последованием Литургии. Другие песнопения Обихода, хотя и излагаются в партесном стиле, специального заголовка не имеют.
22 По моему мнению, эти роспевы соответствуют позднему монодическому стилю (термин С.В.Фролова [307]), совмещая элементы большого, путевого, демественного роспевов.
35
Привату в качестве примера кодекс Кир.-Бел. 710/967 - типичный образец партесного стиля. Ее содержание представляет собой партию второго баса, что и отмечено на полях л. 2.: «Б 2». Содержание кодекса таково. После песнопений Всенощного бдения (л. 2) в кодексе следуют несколько «Служб божиих», каждая из которых обозначена заголовком «Служба божия»2' и номером, выставленным на полях. Однако нумерация начинается с цифры 3, что говорит о том, что нумеруются не службы, а различные циклы - два номера отданы песнопениям Всенощной. Отмечу, что во второй части кодекса каждому номеру будет соответствовать один концерт. Всего в рукописи записано 5 служб,
^ О А
пронумерованных с 3 по 7 (л. 11, 16 об., 21, 25 об., 32) . После изложения озаглавленных Служб следуют еще одна, не имеющая заголовка (л. 38 об.). Однако она неполна (в ней присутствуют песнопения от «Докса си кирис» до «Достойно») и, возможно, именно поэтому не озаглавлена.
Кроме циклов, в рукописях записывались и отдельные произведения концертного стиля, сгруппированные по разным признакам, основным из которых был систематический (концерты покаянные, панегирические и т.д.). Т.Ф.Владышевская выявила принцип систематизации концертов, который последовательно проведен в кодексе ГИМ Син. певч. 90. Рукопись содержит 188 №№, среди которых концерты. Службы божии, задостойники, блаженны [46, с. 93-94]. Классификация такова:
I. концерты на 12-е праздники, включая «Седе Адам прямо рая» (нед. сыропустная)
II. псалмы Давида. (Преобладают в к. XVIII в.).
III. Высокоторжественные. Тоже псалмы, многолетие, «Тебе Бога хвалим»
IV. Умилительные и надгробные
V. В честь святых
В упоминавшейся рукописи Кир.-Бел. 710/967 после «служб божиих» записаны концерты (среди них - на л. 86, № 43 - опубликованный
В.В .Протопоповым концерт Василия Титова «Рцы нам ныне» [162] без обозначения автора), задостойники, причасгны. Концерты не имеют открытой систематизации, однако она приблизительно соответствует той, которую приводит Влады шсвская.
23 Варианты надгшеания: Слилрквд божіа на кі (л. 11), Олужьд кожіа на дкєнатцать голос\увть
(л. 32).
4 Все «Службы божии» в кодексе имеют одинаковый состав. Это «Слава. Единородный сыне», ектения «Кирие елсисон» (троекратное повторение указывается на поляк), «Приидитс поклонимся» и Трисвятое. «Докса си кирие», ектения «Кирие елеисон», Херувимская песнь, «Милость мира», «Свят, свят, свят», «Тебе поем», «Достойно есть яко воистину».