Ви є тут

Камерные вокальные жанры в русской музыке XIX - XX вв. : Историко-стилевые аспекты

Автор: 
Дурандина Елена Евгеньевна
Тип роботи: 
Докторская
Рік: 
2002
Артикул:
272448
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ВВЕДЕНИЕ. Русский романс в историческом времени..................3
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ ВЕЧНАЯ ЖИЗНЬ КЛАССИКИ ГЛАВА I. Русская вокальная элегия, ее строй и философия .... 35
ГЛАВА II. Русская вокальная баллада. Баллада и балладность ... 99
ГЛАВА III. О романсовом монологе.............................. 128
ГЛАВА IV. Вокальный театр и его герои........................ 155
ГЛАВА V. Семантическое поле русского романса................ 199
ЧАСТЬ ВТОРАЯ СУДЬБЫ КАМЕРНЫХ ВОКАЛЬНЫХ ЖАНРОВ
В XX ВЕКЕ
ГЛАВА 1. Жизнь и «память» жанра (первая половина
XX века)............................................ 228
ГЛ.AB А II. Стилевые новации
(вторая половина XX века)........................... 277
ГЛАВА III. Композитор и фольклор (о вокальных циклах
С. Слонимского и В. Гаврилипа)...................... 324
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................... 337
Библиография................................................... 345
Литературные источники......................................... 356
Нотное приложение.............................................. 359
ВВЕДЕНИЕ
Русский романс в историческом времени. Постановка проблемы.
Метод исследования Обзор литературы
Приходит время вновь обратиться к истории романсового жанра в России начиная с его зарождения на рубеже XVIII-XIX веков и до современного этапа его развития, который, как мы полагаем, наступил с приходом новой эры в первых десятилетиях XX века. Советский период в основном завершил те стилевые и общеэстетические тенденции, которые заложены и развиваемы были Золотым веком отечественной культуры.
Исторический ракурс ведет к истокам - зарождению романсовой традиции, связанной с именами Дубянского и Козловского, Кашина, Жилина и Рупина.
«Российская песня» означила начало - сборник Г. Теплова «Между делом безделье» (1759), сборник Ф. Мейера «Собрание наилучших российских песен с нотами» (1781). Вторая половина XV11I века формировала ростки зарождающейся камерной традиции - пение «песен томных» под «звуки сладки» клавикордов. «Творитель нового рода российских песен», О. А. Козловский сочинил более 70 вокальных пьес. Исследователь вокальной лирики XVIII века О. Е. Левашева отмечает разнообразие жанров в произведениях композитора. «Среди его сочинений -русские песни в народном духе, томные сицилианы, изящные пасторали, скорбные элегические романсы и драматические романсы-монологи» (91, 5). И хотя, на наш взгляд, в этой характеристике все же есть некоторые преувеличения, с главным следует согласиться - вокальное творчество Козловского явилось важным начальным этапом развития романса. Принципиально важным стало то, что amateur, компоиист, «директор
36
любовной лирики к воплощению значительного общественного подтекста, повторение и «снашивание» образных средств как стимул к обновлению круга и трактовки элегических тем» (188, 9).
Как один из медитативных лирических жанров в европейской поэзии свое долгое существование элегия вела на периферии светского поэтического творчества. В качестве второстепенного жанра она и вступает в новоязычную поэзию XVI - XVII вв. (Франция - поэты «Плеяды» - П. Ронсар, Дю Белле, Англия - Э. Спенсер). Традиции французской элегии оказывали сильнейшее воздействие на лирические сферы поэтики русского классицизма (Тредиаковекий, Сумароков, Державин) и предромантизма (Дмитриев, Мерзляков, Нелединский-Мелецкий, Карамзин).
Популярность жанра элегии заметно снизилась в эпоху классицизма, когда господствовали ода, гимн, сатира. К рубежу XVII - XVIII вв. элегия находится в упадке. Возрождение жанра связано с обозначившимися новыми « п ре д ро м ан т и ч ес к и м и » вея н и я м и.
Русская элегия впервые появилась у Тредиаковского. Реформатор архаичной силлабической стихотворной системы, творен трактата «Новый краткий способ к сложению российских стихов...» (1735), утверждавшего силлаботонику, В. К. Тредиаковский был создателем одических стихов и любовной лирики - «Стихи на разные случаи» (1734). Среди стихов раннего сборника многое пелось: «Сгихи Тредиаковского были широко
распространены как песни, любовно записывались и переписывались вместе с музыкой в сборниках кантов...» (95, 4).
Наступление нового времени (1800 - 1825) в корне меняло
мировосприятие классицизма: в прошлое уходили представления о всеобщей и незыблемой гармонии мироустройства. Художник-романтик начала XIX века пел о человеческих страданиях и печалях, будучи глубоко убежден в несправедливости и неправедности мира. Ранние русские элегики (Нелединский-Мелецкий, Карамзин, Жуковский), как и их предшественники
37
- французы (Э. Парни) «присягали» в своих лирических стихах эмоциональности, но истинному чувству, без аффектации.
Элегия именно в период наступавшего романтизма сделалась центральным, ведущим поэтическим жанром, «старшим жанром» (Ю. Тынянов), превратившись из «жанра-вассала» в «жанр-сюзерен» (Д. Лихачев). В. Белинский, оценивая элегических поэтов начала века, назвал В. Жуковского «литературным Коломбом, открывшим Америку романтизма в поэзии» (УП, 190); он «первый на Руси выговорил элегическим языком жалобы человека на жизнь» (ПСС, VII).
Добавим, что ранний русский романтизм питался воздействием не только французской, но и английской романтической школы. Именно с последней связаны успехи раннеромантической элегии. В 1742 - 1745 годах создана поэма Э. Юнга «Жалоба, или Ночные размышления о жизни, смерти и бессмертии». Поэма Томаса Грея «Элегия, написанная на сельском кладбище» (1751) появилась в России в переводе Жуковского в 1802 году («Сельское кладбище»).
Элегия как жанр медитативной лирики философична: она задается извечными вопросами бытия, строится на созерцании; она обращена к вечным темам - Жизнь и Смерть, таинство Смерти и Судьбы. Даже конкретные факты жизни человека: любовь, встреча, разлука, странствия -обретают в элегии свои обобщенно-философические черты. И для русской поэтической элегии это особенно характерно.
Расцвет жанра поэтической элегии относился к 1800 - 1810 годам, времени «нового русского романтизма». В программной статье 1824 года «О направлении нашей поэзии, особенно лирической, в последнее десятилетие»
В. Кюхельбекер констатировал тот факт, что в новой русской поэзии начала века «элегия» и «послание» вытеснили оду. В статье, критическое острие которой направлено было против подражания отечественных поэтов «новейшим немцам» (Шиллер), французам (Парни, Мильвуа), словом,