Ви є тут

Художественный мир Ф.М. Достоевского в отечественной опере последней трети XX века

Автор: 
Войткевич Светлана Геннадьевна
Тип роботи: 
кандидатская
Рік: 
2006
Кількість сторінок: 
252
Артикул:
133891
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Оглавление
1. ВВЕДЕНИЕ..........................................3
2. ГЛАВА I. Основные черты поэтики Ф.М. Достоевского... 16
3. ГЛАВА II. Камерная опера (рубеж 60-х - 70-х годов)
§1. Опера Ю.М. Буцко «Белые ночи».................39
§ 2. Опера Г.С. Седельникова «Бедные люди»........72
4. Глава III. «Большая» опера (80-е годы)
А.Н. Холминов «Братья Карамазовы»................105
5. ГЛАВА IV. Метаморфозы жанра (опера 90-х)
«Н.Ф.Б.» В.А. Кобекина...........................180
6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................235
7. ЛИТЕРАТУРА......................................243
ВВЕДЕНИЕ
В истории мировой культуры есть имена и явления, которые с каждым десятилетием не только не теряют своей актуальности, но, напротив, приобретают все большую весомость, значимость, становясь своеобразным духовным ориентиром для приходящих поколений. К ним относится творчество великого русского писателя Федора Михайловича Достоевского, чье имя, наряду с A.C. Пушкиным, П.И. Чайковским, С.В. Рахманиновым, давно стало одним из символов России. Сложно найти в отечественной литературе автора, творчество которого было бы настолько изучено. Однако, это нисколько не ослабляет интерес к прозе автора «Бесов», побуждающий исследователей вновь и вновь обращаться к сочинениям Ф.М. Достоевского, всякий раз открывая в его наследии что-то новое и никем ранее неизведанное.
Возможно, причины такого поистине магического притяжения творчества русского писателя кроются в том, что он наполнял свои литературные шедевры «тоской по текущему». Или тем, что он всю жизнь, по собственному признанию, стремился найти разгадку тайны по имени «человек» и свои мысли, рассуждения, сомнения, терзания, поиски смыслов поверял читателю, облекая их в форму художественных произведений, оставаясь при этом предельно честным и открытым. Его вера в Бога, в человечество, в добро были поистине безграничны, что не мешало ему доходить в своих писательских «исследованиях» до «крайнего предела», показывая боль, страдание, мучения и агонию человека, «отошедшего» от Бога, добра и красоты.
Искренность Достоевского, философская и этическая глубина его сочинений, стремление к созерцанию человека во всем его многообразии обусловили интерес искусства XX века к прозе «великого печальника за русский народ». Особая корреспондирующая связь современности и художественного мира писателя с годами становится все прочнее. Это, на наш взгляд, происходит потому, что в творчестве великого русского гуманиста, как в своеобразной модели мира, сфокусировались и нашли воплощение духовные
Карамазовых» помимо этого входили «Исповедь» и «Юлия, или Новая Элоиза» Ж.Ж. Руссо, «Мемуары дьявола» французского романиста Ф. Сулье, «Кларисса» Ричардсона, «Жак» Ж. Санд, «Страдания юного Вертера» Гете, написанные в эпистолярной форме. О том, насколько внимательно прочитывались Ф.М. Достоевским эти произведения, какое значение они имели в формировании его творческой индивидуальности, свидетельствуют романы досибирского периода. Герои Ричардсона, Гете, Шиллера часто входят в художественный мир ранней прозы Ф.М. Достоевского.
В 1873 году осуществляется заветная мечта русского классика: он начинает издавать «Дневник писателя», который задумывался как способ общения с читателем. В нем автор высказывал свое отношение к темам, проблемам и событиям, которые, по его мнению, нельзя было обойти вниманием. Размышления Ф.М. Достоевского, изложенные в форме статей, рассказов, эссе, наблюдений иногда воспроизводили реальные факты из его биографии, в чем можно увидеть проявление исповедального начала . Отметим также, что в уста своих героев художник нередко вкладывал собственные мысли и чувствования. Примеров тому множество. Вспомним исповедь Мечтателя, рассказ о казни князя Мышкина, видение о Петербурге Аркадия Долгорукого, переживания Шатова в «Бесах» - все они основаны на действительных фактах биографии их творца, все это было прочувствовано и пережито самим автором. Особое отношение Ф.М. Достоевского к исповедальному слову сказывается еще и в том, что для публичных чтений он часто выбирал сцены признания своих героев, такие как «Исповедь горячего сердца», «Беседа старца Зосимы с бабами», «Великий инквизитор», «Разговор
о
Раскольникова с Мармсладовым», рассказ Нелли .
7 Таковы «Старые люди», «Мужик Марен», «Маленькие картинки» и др.
8 А.Г. Достоевская, неизменно сопровождавшая своего супруга на все литературные вечера, описывает в «Воспоминаниях» один примечательный эпизод. «В декабре 1878 года (14-го) Федор Михайлович принимал участие в литературно-музыкальном вечере в зале Благородного собрания в пользу Бесстужевских курсов. Он прочел из романа «Униженные и оскорбленные» рассказ Нелли. Что всех слушателей поразило в чтении Федора Михайловича - это было необыкновенное простодушие, искренность, как будто читал не автор, а рассказывала про свою горькую жизнь девушка-подросток» (44, с. 348]. Это свидетельство показывает насколько велика была сила перевоплощения Достоевского. Причиной тому - отношение к героям собственных произведений, о котором говорилось выше.
Воспринятая из романтической литературы, исповедальность уже в ранних сочинениях Ф.М. Достоевского предстает сквозь призму индивидуального прочтения и заключает одно важное качество, которое постепенно будет обнаруживаться все более ярко и служить высокой нравственно-этической цели. Это стремление не просто признаться, но покаяться другому человеку; обрести себя как личность через покаяние, способствующее достижению более высокой ступени духовного развития.
Однако, покаяние не всегда означает раскаяние. Это происходит тогда, когда герой, словно бы страшась своего признания, оставляет за собой «возможность изменить последний, окончательный смысл своего слова» [9, с. 271]9. М.М. Бахтин считает такие случаи самыми распространенными в произведениях Ф.М. Достоевского и обозначает их как «исповедальное самоопределение с лазейкой». Не менее важное значение представляет исповедь, изложенная в форме «идеологического слова». Такова, к примеру, поэма Ивана Карамазова «Великий инквизитор».
И все же гораздо более значительными представляются авторские формы исповеди, сложившиеся в творчестве Ф.М. Достоевского под влиянием религиозной литературы и ставшие отражением духовных поисков писателя. Pix произносят так называемые «светлые», «идеальные» персонажи, наделенные «даром духовного возрождения». Он дается тем, кто: «1) познав внутренним опытом сладость истины и общения с Богом, 2) возлюбил так много жизнь со скорбыо и надеждой, что 3) совершенно потерял нить своей личной жизни и, умерши в себе, 4) не через искусственную проповедь, но через исповедь, через раскрытие своего сердца и чрез всю свою жизнь призывает братий к покаянию и любви» [74, с. 79]. Это обладатель проникновенного слова князь Мышкин, а также Макар Долгорукий, Хромоножка и старец Зосима, из чьих уст звучит житийное слово. В речах этих героев исповедь обретает совершенно иной смысл. Собственно, это уже не душевная исповедь, а больше истинная проповедь, стремление подарить людям то знание о мире, о
9 В качестве иллюстраций исследователь приводит исповедь Ипполита, Ставрогина и человека из подполья.