Джагацпанян, Карине Азатовна
Ритмика армянской музыки [Электронный ресурс]: Дис. ... д-ра искусствоведения: 17.00.02 - М.:
РГБ, 2005 (Из фондов Российской Государственной Библиотеки)
Музыкальное искусство
Полный текст:
11^р: //<1±зз . гэ! . ги/с1±з г/02/0303/02 0303037 .рс1£
Текст воспроизводится по экземпляру, находящемуся в фонде РГБ:
Джагацпанян, Карине Азатовна Ритмика армянской музыки
Москва 2000
Российская государственная библиотека, год (электронный текст).
2005
- 18-ГЛАВА I
МЕТОДИКА АНАЛИЗА
I. О трех параметрах анализа.
Для того, чтобы можно было иметь более или менее целостное представление об основных закономерностях ритмики армянской музыки необходимо разъяснить всю систему избранной методики анализа.
Прежде всего отметим, что изучение музыкального ритма протекает по трем иерархическим параметрам: на уровне ритмических рисунков (а именно, изучаются особенности соотношений звуков — парных и непарных делений длительностей, пунктирных ритмов, синкоп, мелизмати-ческих образований и т.п.); на уровне мелких элементов формы, в частности мотивов, в состав которых, собственно, входят отмеченные различные виды ритмических рисунков; и, наконец, рассматриваются наиболее характерные виды ритмов высшего порядка (типы ритмических движений, соотношений фраз, предложений).
От различных проявлений ритмических рисунков (в совокупности с
- 19-
звуковысотностью) зависит вид мотива, его характер, динамика, степень запоминаемости. Причем, мотив (иногда более мелкий его вариант — субмотив может состоять, скажем, от одного пунктирного ритма или синкопа до целого пассажа и более развернутого неделимого соотношения длительностей.
Отношение же отчеливо выраженных тактов, фраз, предложений и более крупных частей формы приводит к возникновению ритмов высшего порядка.
Проделанный с отмеченных позиций музыкальный анализ в исследовании неизменно сопровождается со статистическим подсчетом количества встречающихся ритмоструктур, который обеспечивает объективность выведения преобладающих видов.
2. Мотив и способы его сегментации.
Разговор о сегментации начинается обычно с попытки установления границ мотивов или фраз. Этот аспект был рассмотрен в первом исследовании автора этих строк, посвященном проблемам ритма (1.35). В качестве отправной точки были взяты положения о главных признаках цезуры, выведенные в учебнике “Музыкальная форма” И.Способина (1.70). Такими являются — пауза, остановка на относительно продолжительном звуке, повторность мелодико-ритмических фигур, а также смена регистров, оттенков силы звучности (встречающаяся чаще всего в инструментальной музыке); в вокальных произведениях нередко влияют и цезуры поэтического текста и т.п. За основу формулировки мотива (еще в первом исследовании — 1.35) легло определение И.Способина: “Мотивом называется ритмическая группа звуков, объединенных одним главным акцентом, представляющая собой наименьшую смысловую единицу”^.70, с.66).
- Київ+380960830922