Оглавление
Предисловие 4
Введение 8
Глава 1. Церковное и мирское в религиозно-музыкальной практике 20 18 века
Дискуссии о церковной музыке 20
Йозефинизм и церковная музыка 25
Барокко и смешение стилей в церковной архитскпп/ре 33
Ритуал и театральность 45
Инструментальная музыка в церкви 50
Религиозный театр 56
Глава 2. Церковное и мирское в жизни и творчестве Моцарта 64
Рассуждения Моцарта о религии, церковной музыке и церковном стиле 64 Моцарт и йозефинизм 73
Церковная музыка Моцарта 77
Месса с-то11 К 427 (417а) и кантата «Кающийся Давид» К 469 80
Моцартовские сочинения па сюжеты из Священного писания 89
Размышления Мощцта о смерти 95
Глава 3. Взаимодействие и взаимопроникновение церковного и свет- 101 ского в моцартовской музыке
Грани моцартовского церковного стиля 101
Церковный стиль в театральных произведениях 111
Текст и музыка в литургических сочинениях 123
Заимствования из церковной музыки в опере 138
Литургн ческие цитаты в м у зыке Моцарта 147
Полифония в симфонии С-виг К 551 «Юпитер» 175
Церковные сонаты и каптптно-ораториалъные сочинения 183
Заключение 192
Литература 195
Приложения 215
Приложение №1. Игнац Аптон Вайзер. «Долг первой заповеди» 215
Приложение N«2. СгаЫтшк 224
Приложение М>3. «Кающийся Давид» 226
2
Приложение N»4. Либретто П. Метастазио «Освобождения Бетулия» 228 в музыке 18 - начала 19 веков
Приложение N05. Сопоставительный анализ текапов мессы с-тоїі К 427 230 (417а) и кантаты «Кающийся Давид» К 469
Пршюжение Nоб. Генрих Игнац Франц Бибер. Несколько штрихов к 235 портрету барочного мастера
качестве идеала подобной подачи текста в многоголосной музыке впервые прозвучало имя Палестрины, носи геля истинного «церковного стиля» (Küster, 2001,222-226).
Симптоматично, что в 18 веке вопрос о церковной музыке поднимался дважды. Первый раз - на Римском синоде 1725 года (об этом: Feilerer, 1979, 22). Второй,- в знаменитой энциклике папы Бенедикта XIV Annus qui.
Опубликованная 19 февраля 1749, она была адресована, прежде всего, настоятелям храмов, находившихся на территории, епископского государства. Цель энциклики была проста и понятна: предоставить многочисленным паломникам своего рода «идеал» богослужебного ритуала. Параграфы со 2 по 8 энциклики Бенедикта целиком посвящены музыке - такого внимания ей, пожалуй, еще не оказывалось. Приведу основные пожелания' Папы:
• На литургии должно звучать унисонное и хоральное пение, поскольку «вся виртуозность музыкальной гармонии становится смешной при сравнении с хоральным пением и простой мелодией, если таковую хорошо исполнять» (§2);
• Инструментальная музыка во время богослужения нежелательна, даже в том случае, если инструмент всего один - орган. Причина тому - светская атрибутика любого инструментария: «Музыкальное пение, которое вводится ныне в церкви, обычно сопровождается органом и другими инструментами; оно должно исполнять в таком духе, чтобы не уподобиться бытовому, светскому [...] Наша напекая капелла, как всем известно, до сих пор не допускает использования органа, чтобы музыкальное пение было солидным, пристойным и набожным [...]. Какое мнение могут составить о нас паломники, приезжающие из мест, где нет музыкальных инструментов, когда увидят, как в нашей церкви звучит музыка, подобающая светским местам?» (§3);
• Столь же нежелательна зЛйогоголосная музыки в целом, поскольку разобрать се текст проблематично (§4);
• Многоголосие имеет право на существование лишь в том виде, в каком оно представлено в сочинениях Палестрины (§5);
• Требование разграничения светской и церковной музыки: «Необходимо различать светское и церковное пение [...]. Если вы используете в церкви инструменты и солистов, воздержитесь от злоупотребления театральными концертами. Это вещь очевидная и не требующая доказательств» (§б)36.
Выполнялись ли папские требования? Частично - да Находясь в конце 60-х годов 18' века во французском городе Лилле, английский музыковед Ч. Берни с удивлением и ннте-
36 Цитаты приводятся по материалам сайта: http://digiIandcr.libcro.it/magistcro/bl4annus.htm, содержащего тексты всс.ч папских постановлений.
ресом описал исполнение григорианского хорала, который «существует во Франции во всех кафедральных и коллегиальных церквях. Он чаще исполняется без органа, чем с ним; и хотя орган имеется в каждой большой церкви в каждом городе и во всем королевстве, я* обнаружил, что он используется только, как в-наших приходских церквях, по воскресеньям и большим праздникам» (Впгпеу, 177Г, 9-10). А' вот его же запись, сделанная во время пребывания в Венеции: «Тот, кто полагает, что вся церковная музыка в Италии легкая, как ария из онеры, ошибается; она гакая только на фестивалях, когда современная музыка может звучать в любой церкви. Повседневная же музыка кафедрального собора в серьезном стиле (grave) и старинная, каковая неизменно присутствовала в наших церквях два века; а в приходских церквях ото всего лишь eanto fermo, или chant, поющийся в унисон только священниками, иногда с органом, но зачастую без сопровождения» (Ib., 168). Наряду с этим, правда, встречаются в дневнике Берии и описания пышных итальянских месс (например, мессы Галуппи в соборе св. Марка в сопровождении 6 оркестров и 4 органов), а также concerto spirituale (своеобразных церковных концертов с настоящей театральной музыкой — с увертюрой, ариями и хорами - на латинские тексты) (Ib., 147-149).
Но, как подтверждают приведенные выше критические высказывания теоретиков -папские предписания действовали далеко не везде. Австрия во второй половине 18 века вообще пошла своим собственным путем, полностью отделившим се от всех прочих стран и даже от официальной церкви. Особенно значительные изменения постигли богослужебную практику и, как следствие, бытование церковной музыки в период, получивший в среде историков название «йозефинизм».
Этот термин, формально связанный лишь с десятилетнем единоличного правления императора Иосифа (1780-1790), в действительности многозначнее. Он заключает в себе целое явление со своей собственной историей: созреванием, развитием, кульминацией и постепенным угасанием. Прсдреформаторские веяния охватывают весь период правления Марии Терезии, а постреформаторские распространяются едва ли не на вес последующее развитие Австрии.
24
- Київ+380960830922