Ви є тут

Фуга в немецкой инструментальной музыке XIX века

Автор: 
Доможирова Елена Владимировна
Тип роботи: 
Дис. канд. искусствоведения
Рік: 
2003
Артикул:
172943
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
Как бы ни смотрели на фугу, как на цель, или средство к цели, другими словами, имеется ли в виду в будущности сочинение фуги или нет, во всяком случае, однако, изучение ее и усердные упражнения в ней всегда считались лучшим и превосходнейшим средством для приобретения наибольшей ловкости в голосоведении и полного умения владеть материалом, — и впредь несомненно средства эти не будут пренебрегаемы до тех пор, пока музыка останется искусством, пока свободное развитие материалов, лежащих в основной мысли, помощью фантазии сохранит свое значение, пока ложное направление или влияние моды не изменят, не преобразуют ее, и она, обогащаясь внешними средствами, красотою и звучностью материального тона, не утратит настолько же внутреннего своего достоинства.
Но и в последнем случае фуга сохранит хотя бы историческое свое значение; понимание ее, умение строить ее и в этом случае не должно ускользнуть от нас, если мы не пожелаем заслужить от современников и потомства упрек в музыкальном невежестве. Поэтому считаем обязанностью каждого отдельного лица вполне овладеть этой формой и передать ее потомству.
Эрнст Фридрих Рихтер. Учебник фуги
3
Содержание
Стр.
Введение .......................................................... 4
Глава первая: МАТЕРИАЛ ФУГИ И РАБОТА С НИМ.........................22
Риторические фигуры в темах ......................................24
Сознательное и бессознательное цитирование........................29
Некоторые особенности фортепианных и органных тем ................38
Синтаксическое строение тем.......................................43
Ответ и дальнейшие преобразования темы в проведениях..............49
Противосложения и интермедии......................................55
Глава вторая: ФОРМООБРАЗОВАНИЕ В ФУГЕ..............................60
Представления о строении фуги по немецким учебникам XIX века . . 61
Трехчастность....................................................67
Сонатность ...................................................... 72
Сонатность в двойных фугах ..................................... 78
Глава третья: ЦИКЛИЗАЦИЯ ..........................................89
Не-баховские «шестерки»...........................................91
Мендельсон, Opus 35 92
Прелюдии.......................................................92
Фуги............................................................94
Микроцикл «Прелюдия-Фуга» ......................................95
Opus 35 Мендельсона как цикл ...................................97
Шуман, Ор.60 ...................................................101
Фуга в циклах различного типа ...................................107
Фуга-финал вариационного цикла .................................108
Фуга в сонате...................................................115
Фуги в сонатах Э.Т.А.Гофмана ..................................118
Заключение.......................................................136
Приложение 1: Музыкальный материал диссертации 155
а) Список сочинений .................................155
б) Темы фуг..........................................157
Приложение 2: Немецкие авторы органных фуг
(по материалам II тома исследования Г.Фротшера)......176
Приложение 3: Фуги М.Регера (таблица К.Траппа, S.233-234) 189
Литература ......................................................191
Условные обозначения Ci у Ь// -фуги из двутомных сборников Баха и Кленгеля;
Op 73 S -номера пьес в опусе;
41, 6ц -номер сонаты (органной у Мендельсона, фортепианной у Гофмана) и части в ней;
//>« -обозначение голосов, материала и его преобразований: в стретге (показана цГ41 гориз.скобкой) П голос ведет тему в увеличении, Ш голос — в противо-'—v—• движении; IV голос ведет 1 -е удержанное противосложение, I голос — 2-е удержанное противосложение.
19
фоническую форму, оставаясь в то же время формой полифонической» (Кон 1994, 17; разрядка моя. — Е.Д.). Эта характеристика сочинения XX столетия может быть с полным основанием отнесена к широкому кругу полифонических произведений, поскольку черты гомофонного мышления присущи в той или иной мере многим фугам Х1Х-ХХ веков. Среди других плодотворных идей этой статьи особенно привлекательными в контексте настоящего исследования представляются мысли о реинтерпретации фуги В.Лютославским, а также об аналогиях между фугой и логикой.
Последний из названных вопросов подробно исследован И.С.Хусайновым в диссертации ‘Фуга и логика (о выражении логической аргументации в фугах И.С.Баха)’ (1996). Используя научный аппарат формальной логики и опираясь на материал произведений И.С.Баха, И.С.Хусаинов разрабатывает основы теории логической выразительности в фуге. Естественно, что с этой точки зрения фуга в творчестве романтиков должна была претерпеть не менее существенные изменения, чем по всем остальным параметрам, и анализ изменений этого рода мог бы составить задачу самостоятельного исследования. В данном случае такая задача не может быть поставлена; однако рассмотреть хотя бы бегло, обзорно, те особенности немецкой романтической фуги, которые несут на себе печать изменений в плане логической выразительности, представляется не только целесообразным, но и необходимым. Данный подход позволяет четче осмыслить природу и механизм трансформации художественного смысла фуги в XIX столетии. Опыт такого анализа предлагается в заключительном разделе диссертации.
*
Основная цель данной работы — выявить специфические черты в понимании и трактовке фуги немецкими композиторами XIX века и выяснить, в какой мере эти черты обусловлены особенностями романтического мироощущения. Неоднозначность совершающихся перемен побуждает к исследованию ряда более или менее существенных закономерностей в эволюции
20
фуги XIX столетия. Разумеется, в данной работе могут быть охвачены далеко не все аспекты происходящих процессов, но лишь наиболее важные, выявляющиеся отчетливо и последовательно. Для их обнаружения требуется детальный анализ, которому в диссертации отводится значительное место.
Первая глава посвящена интонационному и синтаксическому строению темы и способам работы с тематическим материалом в фуге. Во второй главе обсуждаются принципы формообразования в фугах XIX столетия и приводятся некоторые положения из учебно-методических и теоретических трудов, демонстрирующие представления о фуге в данную эпоху. В третьей главе рассмотрены композиционные контексты, в которых существует фуга у романтиков, в связи с чем затронуты некоторые проблемы организации циклов, в которых участвует эта форма.
Диссертация содержит три приложения. Первое представляет музыкальный материал, на котором основано исследование, в виде списка сочинений и указателя тем фуг, включающего сведения об объеме фуги, о числе голосов и фактурном плане экспозиции (фиксируются только основные проведения; в двойных фугах с раздельной экспозицией указывается фактурный план проведений только первой темы). Второе приложение — список немецких и австрийских авторов органных фуг, упоминаемых во II томе труда Г.Фротшера (XXXII глава), составленный соответственно порядку их появления в тексте книги. Дополнительные сведения об этих именах (прежде всего — даты жизни и названия изданных этими авторами педагогических трудов) заимствованы из различных доступных источников. Третье приложение — полный перечень и классификация фуг М.Регера, приводимые по исследованию К.Траппа.
*
В свете всего вышесказанного ясно, что одним из необходимых условий достижения цели, поставленной в настоящей диссертации, является