Работа выполнена на кафедре истории культуры и искусства Челябинского госудацрф^^р) университета
ГОСУДАРСТВЕННАЯ
БИБЛИОТЕКА
о 1660/ -? - О/
(I Официальные оппоненты: доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник Н.С.СЕРЕГИНА доктор искусствоведения, профессор З.М.ГУСЕЙНОВА доктор искусствоведения, профессор Е.Г.СОРОКИНА
Ведущая организации . ,
Российская Академия музыка ^Ж; 1ых
Защита состоится 20 октября' Ш-3&- на заседании
Диссертационного совета Д 092. ’Йский инсти-
тут истории искусств» (190000 СашШ%Й}-\кая пл., 5).
С диссертацией в виде науЧн#4^>^|^^|^.-^ автора
можно ознакомиться в истории
искусств. б'Ж:;:
Диссертация В виде НауЧНОГ^Д«Й^%^ИЙ0С.ад^: \Щ:Л.:у V:
'■■•г.' ‘ '•
й : - с-.г • ■>.
Ученый секретарь / : ^ ^
Диссертационного совета .; ч 1АН
Введение
Древнерусское высокопрофессиональное музыкальное искусство и соответствующее ему музыкальное (крюковое, знаменное) письмо, пришедшие на Русь вместе с христианским богослужением, развивались мастерами, связанными главным образом с церковной средой. Связь с православной службой определила форму, содержание и пути развития русской средневековой музыки как явления вокального, хорового. Но было бы неверно называть это явление лишь «церковным пением»: многие из певческих произведений исполнялись также в небогослужебных обрядах, светских церемониях. Более приемлемым представляется нам название «древнерусское певческое искусство», закрепившееся в трудах современных исследователей. Однако и оно достаточно условно и несовершенно, т.к. «певческое искусство» Руси не ограничивалось только профессиональным пением, существовало и народное. В своих работах мы пользуемся понятием «древнерусское музыкально-письменное искусство» как синонимом указанному условно принятому, а также понятием «древнерусская музыкально-письменная культура», включающим в себя всю совокупность связанных с русской средневековой музыкой явлений.
В изучении истории развития этих явлений представители дореволюционной русской музыкальной медиевистики сделали немало. Уже авторы первых работ (митр. Евгений Болховитинов, В.Ундольский, И.Сахаров) внесли неоценимый вклад в формирование источниковедческой базы для исследования темы. Объясняя значение музыки для богослужения, устанавливая этапы эволюции певческого искусства, они обратили внимание на интонационное развитие музыкального материала, зарождение всевозможных распевов. Однако чаще пока исследования носили характер замечаний к публикациям источников.
С именем Д.В.Разумовского связано появление своего родг классических трудов. Его история древнерусской музыки приобрела стройность и научную обоснованность. Работы ученого содержат богатейший фактический материал. Но, отмечая местное своеобразие некоторых распевов, он не обосновал понятия школы как особого творческого направления. Изучая деятельность певчих госуда рева и патриаршего хоров, исследователь использовал лишь небольшую часть дошедших до нас источников, поэтому ряд проблем ь соответствующих его трудах не получил подробной разработки, а только намечен (например, почти совсем остались неизученными репертуар и певческо-исполнительская деятельность хоров).
В конце XDC-начале XX в. появляются научные труды С.В.Смо ленского, В.М.Металлова, A.B.Преображенского и др. Идя по пути, проложенному Д.В.Разумовским, развивая и углубляя результаты его изысканий, они привлекали новые источники, раздвигая рамки
3
Государев и патриарший хоры, их певческо-исполнительская деятельность
Главные хоры России имели своеобразное иерархическое устройство и состояли из станиц. Положение, размеры жалованья, функции певца определялись тем, в какую станицу он входил. В соответствии с вокальными данными, тембром голосов для исполнения многоголосных строчных произведений, источники называют и специализации певчих внутри станиц: вершник, демественник, путник, нижник.
Все певцы государева хора именовались певчими дьяками. Содержались и крестовые дьяки для «домашнего молебного пения» государей. В 80-е гг. XVII в. из них завершилось формирование отдельных хоров для членов царской семьи.
Устройство патриаршего хора отличалось от государева. Еще в Чине избрания мцтрополита Иоасафа (1539 г.) указывается, что пели «дьяки обе станицы» и подьяки. В. документальном описании поставления первого патриарха Иова (1589 г.) также говорится о пении двух станиц певчих дьяков - «большой» и «другой». Затем велено было «петь подьяком». Итак, патриарший хор, как и ранее митрополичий, состоял из певчих двух категорий ~ дьяков и подьяков.
Для оплаты труда русских профессиональных музыкантов XVI-XVII вв.служивших в главных хорах России, существовали определенные виды годового жалованья (денежное, хлебное, сукном и др.).
Круг обязанностей певчих был обширным. Они пели, прежде всего, в соборных службах, а также в различных обрядах и церемониях. Нередко государев и патриарший хоры сопровождали своем пением особого рода действа - «Пещное», «Хождение на осляти» и др. Участвовали они и в обрядах, имевших государственное значение, например, в коронациях царей, в поставлениях патриархов. Певцы продолжали исполнять свои обязанности даже в поездках с царской семьей и патриархами по городам, монастырям.
Основываясь на всей совокупности рассмотренных данных (профессиональная деятельность, принципы комплектования, система окладов, правовое положение), мы заключили,, что певчие входили в категорию придворных служилых людей.:
Певческий репертуар главных хоров складывался постепенно и определенным образом регулировался. Особую роль, играло появление все новых русских праздников, сопровождавшееся активнрй творческой деятельностью гимнографов и распевщиков. По данным Н.С.Серегнной, к середине XVII в. было создано более 150 праздничных певческих циклов*. Поставления глав государства и церкви, бракосочетания царей, крещение наследников-царевичей и т.д., спо-
* Серегина Н.С. Из истории русских праздников // Мат-лы всерос. фест. «Невские хоровые ассамблеи». Л., 1984. С.71-73; и др.
7
собствовали развитию, не только определенных обрядов, но и русской панегирической музыки. Так. с воцарением Бориса Годунова в 1598 г. хорам была дана подробная разработка Чина многолетст-вования с указанием даже распевов («дьяки ж поют демественную: Благоверному царю»). Подобные распоряжения следовали и далее.
Характеризуя репертуар главных хоров России с точки зрения мелодического богатства, прежде всего отметим, что они владели всеми стилями древнерусского певческого искусства. Дошедшая до нас часть библиотеки государевых певчих дьяков представлена в большинстве своем созданными самими певцами рукописями, более четверти которых - Знаменного распева. Это написанные в основном в первой половине XVII в. обширные сборники, отдельные тетради и листы. Они содержат песнопения всевозможных жанров. Многие из знаменных произведений зафиксированы в авторских распевах.
Самое раннее из заслуживающих доверия упоминаний о Демественном пении содержит летописный свод, составленный в Москве около 1472 г. По-видимому, главные хоры России первыми овладели этим торжественным стилем. На протяжении XVI в. Демество утвердилось в их репертуаре, причем в различных вариантах. Так, в одном из сборников, написанных в среде патриарших певчих в начале XVII в. и попавшем позднее к царским певчим, встречаем «Трисвятое демественное, глаголемое волынка»; в другой рукописи государев дьяк записал демественный задостойник «Светися, светися», указав, что гак «мастер пел Християнин», и песнопение «Радилова демества». В рукописях тех же певчих находим демественные Многолетия царям. Книги «Демественники» писали дьяки государева и патриаршего хоров.
Определенное место в репертуаре певчих занимали произведения Путевого распева. Они нередки в библиотеке государевых дьяков, например, Многолетия царям и стихиры в честь митрополита Петра. Целые «Стихирари путем» переписали для себя придворные певчие. Такие сборники дублировали репертуар основного, Знаменного распева; их появление - свидетельство огромного количественного роста произведений Пути, овладение которыми говорит о высоком мастерстве русских профессиональных певцов.
Следующий стиль древнерусского пения - Большой распев, как и другие, восходил к Знаменному, но сохранил с ним большее родство. «Царственная книга» (1570-е гг.) под 1533 г. описывает пение великокняжескими певцами песнопения Большого распева. Пожалуй, это наиболее древнее его упоминание. Певческие сборники XVII в. содержат разные варианты его произведений.
Опись царской библиотеки 1682 г. наполнена перечислением книг и тетрад*« «странного демеемвенного пения» - памятников русского профессионального многоголосия. Некоторые из них'на-
: * 8
- Київ+380960830922