Ви є тут

Ладогармоническая система русского фольклора: категории и принципы организации

Автор: 
Кулапина Ольга Ивановна
Тип роботи: 
категории и принципы организации
Рік: 
2006
Артикул:
172720
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
В России голос человека изливает в песне жалобы небу и просит у него частицу счастья, недоступного и недостижимого на земле.
Маркиз де Кюстин
Россия слишком мало известна русским.
A.C. Пушкин
Русская народит музыка... - самостоятельный ствол от общего корня, колыбели человечества...
П.П. Сокальский
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ......................................................... 6
Глава /. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛАДОГАРМОНИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЫ И ИЗУЧЕНИЕ ЕЕ С ПОЗИЦИЙ ИСТОРИЗМА............................................. 31
§1.1. Роль методологического подхода в изучении проблемы........ 32
1.1.1. Методологический аспект исследования................ 32
1.1.2. Методологические основания ладогармонической проблемы 38
1.1.3. Терминологический аппарат работы.................... 43
§ 1.2. Исторический анализ эволюции ладовых систем.............. 52
1.2.1. Ладовые системы ангемитоники: бесполутоновый тип пентатоники..................................................... 57
1.2.2. Ладовые системы гемитоники.......................... 62
1) Ладовая система в трудах античных мыслителей............ 62
2) Специфика ладовых структур арабского Востока............ 66
3) Модальные лады средневековой Европы; изменение ладовой
3
парадигмы в эпоху Ренессанса...................................... 69
1.2.3. Генезис русской ладовой системы...................... 75
1) Адаптация греко-византийского пения на Руси................ 76
2) Типология ладов русского фольклора в контексте образования
песенных жанров..................................................... 85
1.2.4. Онтологическая модель развития ладовых систем.......... 89
Глава II. ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ КАТЕГОРИИ ЛАДОГАРМОНИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА.. 97
§ 2.1. Лад и гармония............................................... 98
2.1.1. Ключевые понятия....................................... 99
2.1.2. Лад - горизонтальный параметр строения народной музыки (звукорядный материал лада; понятие «ладовый модуль»)... 106
1) редкие ладовые структуры.................................. 108
а) первая группа (разделение по региональному признаку)............ 108
б) вторая группа (разделение по признаку ладового наклонения) 111
2) распространенные ладовые структуры........................ 114
2.1.3. Гармония - вертикальный параметр строения народной музыки............................................................. 118
§ 2.2. Фактура и музыкальный склад................................. 122
2.2.1. Звуковая ткань русской народной музыки:
смысловой аспект............................................;...... 123
2.2.2. Музыкальный склад..-.................................. 126
1) монодия и монодийность.................................... 128
2) гетерофония и подголосочность............................. 131
3) аккордовость и имитационность............................. 137
2.2.3. Голосоведение, его особенности и разновидности....... 139
29
Вместе с тем опосредованно, через концертно-исполнительскую деятельность, намечаются выходы в другие сферы музыкального образования, что ведет к креативному воспитанию композиторов и музыковедов, изучающих фольклор и аранжирующих народно-песенный материал, исполнителей - прежде всего творческой молодежи, специализирующейся в области народного творчества, и слушателей, заполняющих концертные аудитории.
Апробация работы. Содержание диссертации отражено в публикациях автора общим объемом свыше 40 п.л., включая монографию «Основы ладо-гармонической системы русской народной музыки» (22, 8 пл.).
Теоретические положения, подходы к исследованию, практические результаты и предложения, содержащиеся в диссертации, декларировались автором на всесоюзных, всероссийских, международных научных конференциях по проблемам музыкознания, музыкального образования, фольклористики и философии в Москве (1986, 1987, 1988, 1998), Санкт-Петербурге (1981, 2001, 2004, 2005, 2006), Астрахани (2001), Волгограде (2002), Воронеже (2005), Саратове (1974, 1976, 1977, 1979, 1984, 1985, 1988, 1989, 1992, 1998, 1999, 2000, 2001,2002,2005).
Материал диссертации апробируется автором в вузовских курсах гармонии, полифонии, сольфеджио, музыкально-теоретических систем. Этот материал применяется также в рамках научного руководства дипломными рефератами музыковедов и работами аспирантов, претворяется в авторских мастер-классах по практическому внедрению результатов исследования.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения. В содержании работы последовательно представлено раскрытие проблемы в трех аспектах: методологическом и историческом (I глава), теоретическом (II и III главы). Объем содержательной части работы -305 страниц. Примечания находятся в конце диссертации (в тексте они обозначены как примеч. - O.K.). Список литературы, куда входит также указатель источников фольклорных примеров, состоит из 406 наименований.
В приложениях, вынесенных в отдельный том, представлены: музыкальный материал, дополненный алфавитным списком фольклорных примеров, дидактический материал, оформленный в виде главы «Художественная практика: композиционная техника обработок фольклорного материла» (в ней, в частности, содержится 18 вариантов аранжировок русской народной песни «У зари-то, у зореньки») и примерная программа курса гармонии по специальности «Дирижирование народным хором».