Ви є тут

Феномен обработки чувашской народной песни в творчестве композиторов: к проблеме композиторского фольклоризма

Автор: 
Бушуева Любовь Ивановна
Тип роботи: 
к проблеме композиторского фольклоризма
Рік: 
2008
Кількість сторінок: 
269
Артикул:
172536
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...................................................... 4
Глава I
ЖАНР ОБРАБОТКИ И ПРОБЛЕМА КОМПОЗИТОРСКОГО ФОЛЬКЛО-РИЗМА В ЧУВАШСКОЙ МУЗЫКЕ .................................. 24
1.1. Особенности чувашской народной музыкально-поэтической системы...........................................................24
1.2. Обработка и гармонизация как жанры композиторского творчества. Цитата и метод цитирования...................................36
1.3. Соотношение понятий национального и фольклорного в чувашском музыкальном искусстве........................................43
1.4. Аспекты проблемы композиторского фольклоризма в Чувашии.53
Глава II
ВВЕДЕНИЕ ФОЛЬКЛОРА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ИСКУССТВО:. ИДЕЯ СОХРАНЕНИЯ..............................................69
2.1. Чувашские композиторы
2.1.1. «Хоральный» стиль.....................................69
2.1.2. «Светское» направление................................80
2.1.3. Воплощение идей «светского» направления в циклических формах..........................................................85
2.2. Русские композиторы
2.2.1. «Охранительный» подход: инструментальные обработки....97
2.2.2. «Охранительный» подход: вокально-инструментальные и хоровые обработки...................................................101
Глава III
ФОЛЬКЛОР И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ИСКУССТВО: ПРИНЦИП ДИАЛОГА.....................................................120
3.1. Чувашские композиторы
3.1.1. Диалог с народной песней: индивидуальность решений...120
3.1.2. Формы диалога на рубеже ХХ-ХХ1 веков.................141
3.2. Русские композиторы
3.2.1. «Авторитарный» диалог: вокально-инструментальные обработки......................................................... 150
3.2.2. Принцип диалога в инструментальных жанрах............162
Глава ГУ
ПРЕТВОРЕНИЕ ИДЕИ СОХРАНЕНИЯ И ПРИНЦИПА ДИАЛОГА В
ХОРОВОЙ МУЗЫКЕ А.Г. ВАСИЛЬЕВА...............................172
4.1. Идея сохранения: кантата «Уяв» (Весенние хороводы), «(^аварии юр-рисем» (Масленичные песни), «Вайа карти юррисем» (Песенные игры), «Алран кайми, асран кайми» (Поклонение Земле и Предкам).....174
2
4.2. Принцип диалога: поэма «Тухъя мерченё таканчё (Осыпались с тухьи кораллы), обработка «Вё«?, вё«^, куккук» (Лети, лети, кукушка).178
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................... 185
ЛИТЕРАТУРА...........................................190
НОТНЫЕ ПРИМЕРЫ.................................................216
3
«инородческих» сборников того времени музыковедческим подходом к теме и глубоким вниманием к музыкально-теоретическим вопросам. В частности, В.А. Мошков первым среди исследователей отметил пентатонную основу чувашской музыки и рассмотрел ладовые разновидности.
В XX столетии функционированию пентатонной звуковой системы в музыке Поволжья было посвящено несколько обстоятельных монографий [Гирш-ман 1960, Исхакова-Вамба 1990]. Разнообразные направления, в которых разрабатываются проблемы пентатоники, получили отражение в материалах конференции «Пентатоника в контексте мировой музыкальной культуры» [Пен-татоника... 1995]. Вопросы теории и претворения ангемитоники и пентатоники в профессиональном композиторском творчестве музыки Поволжья и При-уралья рассматриваются в исследованиях Л.В. Бражник [Бражник 1992, 2002]. Изучение проблемы на материале чувашского фольклора предпринято в трудах М.Г. Кондратьева [Кондратьев 1995, 1995а, 1999а, 2001, 2007].
Чувашская пентатоника, как и многие другие, народно-музыкальные системы, имеет модально-мелодическую основу. В соответствии с принципами модальности основополагающим элементом в ней предстает звукоряд, а наиболее характерным интонационным оборотом — трихордовая попевка.
Одним из актуальных вопросов, связанных с национальной спецификой чувашской ангемитонной пентатоники, является проблема классификации звукорядов. Исходя из идей, предложенных венгерскими учеными [Кодай 1961] и К.В. Квиткой [Квитка 1971], в трудах М.Г. Кондратьева [Кондратьев 1995] сложился свой вариант классификации, на который мы опираемся. В нем за основу берется звуковая шкала без ключевых знаков и добавочных линеек, название звукоряда определяет опорный тон, расположенный внизу звуковой шкалы. Согласно данным условиям, в чувашском фольклоре встречаются пять возможных разновидностей пентатонных звукорядов. Наиболее распространены звукоряды (1 (&-е-£-а -к) и е (е —# —а ~к -с!1), более редко встречаются g а -
/7 -с!1— е1) и а (а-И -с!1 ~е! —$*), звукоряд к (к -с!1 —е —а1) в чистом виде почти не используется.
25
Помимо названных, встречаются несколько особых видов звукорядов. К ним относится бытующая в южночувашской диалектной зоне разновидность звукоряда е — так называемый «южночувашский» лад с колеблющейся по высоте терцией и септимой е - g —> gis -a- h - \dJ—> des']. У низовых чувашей в пес-
нях с большим диапазоном встречается широкодиапазонный звукоряд d-e-g-a-h-d1 -e'-ges1 (-fis1) или e-g-a-h-d'-e!-ges' (= fis1). Его особенностью является понижение верхнего тона, возникающее в результате детонирования. Также в чувашской музыке, как, например, в татарской [Нигмедзяиов 1974], встречается неполная (олиготонная) ангемитоника. В зависимости от более раннего или позднего происхождения песен звукоряды чувашской пентатоники различны по объему.
В чувашском варианте пентатоники, как и в музыке других пентатонных культур Поволжья при развертывании звукоряда в процессе интонационного развития исследователи [Гиришап I960] выделяют следующий ряд типичных ладовых приемов:
- ладовое варьирование (одни и те же интонации распеваются в разных звукорядах);
- комбинирование звукорядов и кварто-квинтовая транспозиция их отрезков, которые приводят к образованию «полутонов на расстоянии» (по А.Д. Кастальскому) и разрастанию суммарных тонов в октаве. Изредка в пентатонной мелодике в многоголосии или в самом одноголосном напеве встречаются смежные полутона.
Особенности функционирования пентатонной системы в музыке различных поволжских культур выявляются в статьях A.J1. Маклыгина, М.Г. Кондратьева, Н.И. Бояркина, И.М. Нуриевой, З.Н. Сайдашевой и других авторов, опубликованных в уже упоминавшемся сборнике «Пентатоника...» [Пентатоника ...1995]. Поскольку характеристика национального своеобразия чувашской пентатоники не является целью нашей работы, назовем лишь некоторые, наиболее очевидные черты сходства и различия. Так, звукоряд g у татар-мишар и марийцев имеет намного большее значение, нежели у чувашей. В чувашской
26