ВВЕДЕНИЕ
Оперное искусство представляет собой интереснейший предмет для исследования проблем синтетической природы музыкального театра. Современные исследования музыкального театра нацелены на
всеобъемлющий охват комплекса средств воздействия на публику, объединяемых оперным театром. В связи с этим особую актуальность приобретают вопросы сценической специфики оперного жанра, затрагивающие как музыкальные, так и театрально-постановочные аспекты художественного процесса.
»•
Изучение оперы в отечественной музыкальной науке долгое время было ориентировано на специфически музыкальные критерии
художественной ценности, а в подавляющем большинстве опубликованных работ развитие оперного искусства рассматривалось как «самодвижение» музыкальных форм. В настоящее время интенсивно возрастает социальная весомость театрально-зрелищной стороны оперного спектакля и ее эстетические аспекты. С этой точки зрения показательным, но недостаточно изученным материалом для исследования является французская «большая» опера и творчество ее основоположника Джакомо Мейербера.
В оперной историографии не раз возникала проблема эстетической оценки оперного спектакля. С одной стороны, отбор значительных произведений из огромного оперного наследия зависел от силы композиторского гения, проявляющегося в яркой индивидуальности музыкального языка. С другой стороны, исследование истории оперы всегда было эстетико-моральным арбитражем, поэтому историки не могли отрицать такой немаловажный фактор, как успех оперы у публики, и в связи с ним -исключительные заслуги Мейербера в развитии оперного жанра. Ситуация в истории оперы осложнялась не только соперничеством ценностных критериев оперы как музыкального и как театрального произведения. Принципиальное значение приобрела социально-философская позиция художника, создающего произведения «для идеи» или «для публики».
3
Изменение концепции оперной историографии, как правило, влекло «второе открытие» забытых, но чрезвычайно важных и порой судьбоносных для истории оперы имен.
Историческая ретроспектива в отношении творчества Мейербера оказалась изломанной, не ровной. Столкновение критических и панегирических суждений о его операх отразилось на неустойчивости позиции, которую заняло его имя в учебных курсах истории музыки. Однако, активное развитие исследований оперного наследия Мейербера в западном музыкознании второй половины XX века демонстрирует важное значение творчества Мейербера, не только для истории музыки, но и для современного осознания проблем оперного театра. В этом контексте отсутствие на русском языке монографического исследования творчества Джакомо Мейербера является показателем актуальности данного диссертационного исследования.
Показательно, что оперы Мейербера в последние годы часто и с успехом ставятся на зарубежных оперных сценах1. Этого нельзя сказать об отечественных театрах. Если до революции 1917 г. в России оперы Мейербера были в репертуаре многих оперных трупп, то за последнее столетие сценическое воплощение нашли только «Гугеноты», поставленные в ГАБТ СССР в 1934 г. и в 1951 г. и в Ереване в 1942 г.
Видное место Мейербера в музыкальной жизни своего времени выразительно обрисовывает отрывок из письма Г. Гейне к знаменитому композитору-современнику от 24 мая 1842 г.: «...вокруг вашего имени уже десять лет вращается история музыки и у каждого музыканта, который сейчас обсуждается, возникает вопрос, как он относится к музыке Мейербера...» (Цит.по: Becker I960, 8). Общение Мейербера с высшими кругами общества,
1 Перечислим основные постановки последних лет: «Африканка» (1990. Оперный театр Сан-Франииско), «Гугеноты» (1996. Сидней. Национальная Опера, с участием Д. Сазерленд), «Северная звезда» (1996. Узксфордский фестиваль), «Пророк» (1998. Вена. Statsopcra; с участием П. Доминго), «Динора» (2002. Дортмунд. Opernhaus), «Роберт-Дьявол» (2002. Стокгольм. City theatre), «Гугеноты» (2003. Франкфурт). Летом 2003 г. в Тель-Авиве государственным оркестром была исполнена драматическая кантата Дж. Мейербера «Gli Amori de Tcolinda», a в Нью-Йорке Симфонический оркестр исполнил Квинтет для кларнета, рукопись которого была утеряна в течение 150 лет. В 2004 году французский театр Français de la Musique планирует поставить «Динору», В Оперном театре в г. Метце запланирована постановка оперы «Гугеноты», а летом того же года в Рейнской Опере в Страсбурге намечается премьера оперы «Африканка». Кроме того, в 1995 г. в Парижском музее d’Orsay (музее искусства и культуры XIX века) прошла выставка «Африканка, или Последние огни Гранд Опера», посвященная Мейерберу.
24
«Отелло», «Черентеролла» и др. В числе знаменитых итальянских опер в
«Одеоне» была поставлена и «Маргарита Анжуйская» Мейербера, которая выдержала множество представлений, а также несколько сцен из «Эммы Ресбургской». 25 сентября 1825 г. в «Théâtre Italien» (театре Итальянской оперы) в Париже была поставлена опера «Крестоносец» под управлением Россини с Д. Пастой в главной роли. Благодаря этой постановке имя Мейербера стало известно во Франции.
Оперой «Крестоносец в Египте» закончился «итальянский» период в творчестве Мейербера. В свое время поводом переезда Мейербера в Италию было желание овладеть приемами итальянской оперной мелодики. Цель была достигнута. Более того — композитор за эти годы не только успешно развивал в себе мастерство итальянского оперного мелодиста, но и приобретал большую известность, в том числе за пределами Италии. Однако, несколько односторонняя музыкальная жизнь Италии, бедная в отношении симфонической музыки, перестала со временем удовлетворять композитора. Возможно, поэтому Мейербер все эти годы, как и в последующие, зимой предпочитал уезжать в Берлин9).
Планы задуманных им опер «Малек Адель» (“Malek Adel”) (1824) и «Инес ди Кастро» (“Ines de Castro”) (1825) на либретто Г. Росси были оставлены. Мейербер перестал писать итальянские оперы и отверг многочисленные заказы оперных театров.
В Италии композитор окончательно определился с главным направлением своего творчества — оперной музыкой. Практика итальянского оперного письма не только сформировала у него опыт сочинения для голоса и сцены, но и укрепила заинтересованное отношение к сценическому искусству. Специфика музыки для сцены, принципиально отличная от инструментальной музыки, стала главным творческим интересом композитора.
Заручившись громким успехом в Италии и определенной известностью в Париже, Мейербер возвратился сначала в Берлин, исполненный надежд на сочувственное отношение немецкой публики к его «обновленному»
25
творчеству. Но его итальянские оперы были приняты довольно холодно. Мейербера встретили как отступника от принципов немецкого музыкального искусства, а в его музыке видели лишь одно подражание Россини, чему подтверждением является ставшая в Германии расхожей фраза Вебера «Meyerbeer ist ganz Italien verfallen»1 (Крейцер 1853, 210) 10).
Период «паузы» в оперном творчестве (с 1824 по 1829) совпадает с трагическими событиями в семейной истории Мейерберов: в октябре 1825 г. в Берлине у композитора умер отец. В мае 1826 г. он обручился со своей кузиной Минной Моссон. Супружество композитора началось печально: в 1826 г. умер его новорожденный сын. В том же году (5 июня) в Лондоне умер К. М. Вебер11\ Сильно потрясенный этими потерями, композитор снова обратился к духовной музыке.
1.3. Франция. Изучение сцены
В 1827 году в связи с повторной постановкой последней итальянской оперы Мейербер приехал в Париж. Инициатором приезда композитора в столицу Франции был Россини, возглавлявший в то время театр «Итальянской оперы» и предложивший Мейерберу самому дирижировать постановкой. Мейербер принял решение переехать в Париж. Он поселился на улице Вивьен, обзаведясь роскошным салоном Hôtel Bristol, где вскоре стали собираться виднейшие представители искусства и литературы Франции. Среди них А. Мицкевич, Ф. Шатобриан, А. Ламартин, Г. Гейне.
Париж в 20-е годы XIX века обрел статус «европейской столицы» и представлял собой кипучий «водоворот», который втягивал в свою стихию блестящих музыкантов, поэтов, литераторов, художников и артистов. Постоянные войны и революции накаляли социально-политическую обстановку. Политическая жизнь Франции стремительно передвигалась от одного этапа реформ к другому, и даже в парижских художественных салонах политика была неизменной темой, наравне с музыкой и литературой.
1 Мейербер достался Италии.
- Київ+380960830922