Ви є тут

Творчество Дж. Мейербера и развитие французской большой оперы

Автор: 
Жесткова Ольга Владимировна
Тип роботи: 
кандидатская
Рік: 
2004
Кількість сторінок: 
258
Артикул:
133923
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ВВЕДЕНИЕ
Оперное искусство представляет собой интереснейший предмет для исследования проблем синтетической природы музыкального театра. Современные исследования музыкального театра нацелены на
всеобъемлющий охват комплекса средств воздействия на публику, объединяемых оперным театром. В связи с этим особую актуальность приобретают вопросы сценической специфики оперного жанра, затрагивающие как музыкальные, так и театрально-постановочные аспекты художественного процесса.
»•
Изучение оперы в отечественной музыкальной науке долгое время было ориентировано на специфически музыкальные критерии
художественной ценности, а в подавляющем большинстве опубликованных работ развитие оперного искусства рассматривалось как «самодвижение» музыкальных форм. В настоящее время интенсивно возрастает социальная весомость театрально-зрелищной стороны оперного спектакля и ее эстетические аспекты. С этой точки зрения показательным, но недостаточно изученным материалом для исследования является французская «большая» опера и творчество ее основоположника Джакомо Мейербера.
В оперной историографии не раз возникала проблема эстетической оценки оперного спектакля. С одной стороны, отбор значительных произведений из огромного оперного наследия зависел от силы композиторского гения, проявляющегося в яркой индивидуальности музыкального языка. С другой стороны, исследование истории оперы всегда было эстетико-моральным арбитражем, поэтому историки не могли отрицать такой немаловажный фактор, как успех оперы у публики, и в связи с ним -исключительные заслуги Мейербера в развитии оперного жанра. Ситуация в истории оперы осложнялась не только соперничеством ценностных критериев оперы как музыкального и как театрального произведения. Принципиальное значение приобрела социально-философская позиция художника, создающего произведения «для идеи» или «для публики».
3
Изменение концепции оперной историографии, как правило, влекло «второе открытие» забытых, но чрезвычайно важных и порой судьбоносных для истории оперы имен.
Историческая ретроспектива в отношении творчества Мейербера оказалась изломанной, не ровной. Столкновение критических и панегирических суждений о его операх отразилось на неустойчивости позиции, которую заняло его имя в учебных курсах истории музыки. Однако, активное развитие исследований оперного наследия Мейербера в западном музыкознании второй половины XX века демонстрирует важное значение творчества Мейербера, не только для истории музыки, но и для современного осознания проблем оперного театра. В этом контексте отсутствие на русском языке монографического исследования творчества Джакомо Мейербера является показателем актуальности данного диссертационного исследования.
Показательно, что оперы Мейербера в последние годы часто и с успехом ставятся на зарубежных оперных сценах1. Этого нельзя сказать об отечественных театрах. Если до революции 1917 г. в России оперы Мейербера были в репертуаре многих оперных трупп, то за последнее столетие сценическое воплощение нашли только «Гугеноты», поставленные в ГАБТ СССР в 1934 г. и в 1951 г. и в Ереване в 1942 г.
Видное место Мейербера в музыкальной жизни своего времени выразительно обрисовывает отрывок из письма Г. Гейне к знаменитому композитору-современнику от 24 мая 1842 г.: «...вокруг вашего имени уже десять лет вращается история музыки и у каждого музыканта, который сейчас обсуждается, возникает вопрос, как он относится к музыке Мейербера...» (Цит.по: Becker I960, 8). Общение Мейербера с высшими кругами общества,
1 Перечислим основные постановки последних лет: «Африканка» (1990. Оперный театр Сан-Франииско), «Гугеноты» (1996. Сидней. Национальная Опера, с участием Д. Сазерленд), «Северная звезда» (1996. Узксфордский фестиваль), «Пророк» (1998. Вена. Statsopcra; с участием П. Доминго), «Динора» (2002. Дортмунд. Opernhaus), «Роберт-Дьявол» (2002. Стокгольм. City theatre), «Гугеноты» (2003. Франкфурт). Летом 2003 г. в Тель-Авиве государственным оркестром была исполнена драматическая кантата Дж. Мейербера «Gli Amori de Tcolinda», a в Нью-Йорке Симфонический оркестр исполнил Квинтет для кларнета, рукопись которого была утеряна в течение 150 лет. В 2004 году французский театр Français de la Musique планирует поставить «Динору», В Оперном театре в г. Метце запланирована постановка оперы «Гугеноты», а летом того же года в Рейнской Опере в Страсбурге намечается премьера оперы «Африканка». Кроме того, в 1995 г. в Парижском музее d’Orsay (музее искусства и культуры XIX века) прошла выставка «Африканка, или Последние огни Гранд Опера», посвященная Мейерберу.
24
«Отелло», «Черентеролла» и др. В числе знаменитых итальянских опер в
«Одеоне» была поставлена и «Маргарита Анжуйская» Мейербера, которая выдержала множество представлений, а также несколько сцен из «Эммы Ресбургской». 25 сентября 1825 г. в «Théâtre Italien» (театре Итальянской оперы) в Париже была поставлена опера «Крестоносец» под управлением Россини с Д. Пастой в главной роли. Благодаря этой постановке имя Мейербера стало известно во Франции.
Оперой «Крестоносец в Египте» закончился «итальянский» период в творчестве Мейербера. В свое время поводом переезда Мейербера в Италию было желание овладеть приемами итальянской оперной мелодики. Цель была достигнута. Более того — композитор за эти годы не только успешно развивал в себе мастерство итальянского оперного мелодиста, но и приобретал большую известность, в том числе за пределами Италии. Однако, несколько односторонняя музыкальная жизнь Италии, бедная в отношении симфонической музыки, перестала со временем удовлетворять композитора. Возможно, поэтому Мейербер все эти годы, как и в последующие, зимой предпочитал уезжать в Берлин9).
Планы задуманных им опер «Малек Адель» (“Malek Adel”) (1824) и «Инес ди Кастро» (“Ines de Castro”) (1825) на либретто Г. Росси были оставлены. Мейербер перестал писать итальянские оперы и отверг многочисленные заказы оперных театров.
В Италии композитор окончательно определился с главным направлением своего творчества — оперной музыкой. Практика итальянского оперного письма не только сформировала у него опыт сочинения для голоса и сцены, но и укрепила заинтересованное отношение к сценическому искусству. Специфика музыки для сцены, принципиально отличная от инструментальной музыки, стала главным творческим интересом композитора.
Заручившись громким успехом в Италии и определенной известностью в Париже, Мейербер возвратился сначала в Берлин, исполненный надежд на сочувственное отношение немецкой публики к его «обновленному»
25
творчеству. Но его итальянские оперы были приняты довольно холодно. Мейербера встретили как отступника от принципов немецкого музыкального искусства, а в его музыке видели лишь одно подражание Россини, чему подтверждением является ставшая в Германии расхожей фраза Вебера «Meyerbeer ist ganz Italien verfallen»1 (Крейцер 1853, 210) 10).
Период «паузы» в оперном творчестве (с 1824 по 1829) совпадает с трагическими событиями в семейной истории Мейерберов: в октябре 1825 г. в Берлине у композитора умер отец. В мае 1826 г. он обручился со своей кузиной Минной Моссон. Супружество композитора началось печально: в 1826 г. умер его новорожденный сын. В том же году (5 июня) в Лондоне умер К. М. Вебер11\ Сильно потрясенный этими потерями, композитор снова обратился к духовной музыке.
1.3. Франция. Изучение сцены
В 1827 году в связи с повторной постановкой последней итальянской оперы Мейербер приехал в Париж. Инициатором приезда композитора в столицу Франции был Россини, возглавлявший в то время театр «Итальянской оперы» и предложивший Мейерберу самому дирижировать постановкой. Мейербер принял решение переехать в Париж. Он поселился на улице Вивьен, обзаведясь роскошным салоном Hôtel Bristol, где вскоре стали собираться виднейшие представители искусства и литературы Франции. Среди них А. Мицкевич, Ф. Шатобриан, А. Ламартин, Г. Гейне.
Париж в 20-е годы XIX века обрел статус «европейской столицы» и представлял собой кипучий «водоворот», который втягивал в свою стихию блестящих музыкантов, поэтов, литераторов, художников и артистов. Постоянные войны и революции накаляли социально-политическую обстановку. Политическая жизнь Франции стремительно передвигалась от одного этапа реформ к другому, и даже в парижских художественных салонах политика была неизменной темой, наравне с музыкой и литературой.
1 Мейербер достался Италии.