Ви є тут

Проблема синтеза искусств в экранном музыкальном театре

Автор: 
Севастьянова Светлана Степановна
Тип роботи: 
Дис. канд. искусствоведения
Рік: 
2004
Артикул:
172904
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение........................................................Л
Часть I. Синтез искусств н экранный музыкальный театр...........Л5
Глава 1. Процессы синтеза в музыкальном театре и экранный
музыкальный театр...............................................39
§ 1. Музыка, литература и изобразительный ряд как основные
компоненты синтеза в экранном музыкальном театре...............«41
§ 2. Законы аудиовизуального контрапункта в экранном
музыкальном театре............................................ 33
Глава 2. Время н пространство в экранном музыкальном театре 39
§ 1. Временная координата в экранном музыкальном театре.......60
§ 2. Воплощение пространства в произведениях экранного
музыкального театра.............................................70
Глава 3. Особенности воплощения кульминации в произведениях
музыкального экрана.............................................83
Часть II. Проблема жанра в экранном музыкальном театре-........100
Глава 1. Музыкальный спектакль н музыкальный фильм..........-103
Глава 2. Музыкальная мультипликация..........................120
§ 1. Мультипликационная опера н мультипликационный балет.—.123
§ 2. Мультипликационный мюзикл..............................141
§ 3. Мультипликационный концерт............................162
Глава 3. Видеоклип как новый жанр экранного музыкального
театра........................................................176
Заключение....................................................190
Список литературы..............................................195
Приложение I. Примеры...........................................................................Л12
Приложение П. Таблицы.............—............................265
ВВЕДЕНИЕ
Синтез искусств, явление многоликое и пестрое, просматривается в самых различных областях современного искусства Новые опера, балет, мюзикл, хэппенинг, праздничные спортивные мероприятия, театрально-цирковые шоу, развлекательные эстрадные ревю, инструментатьный театр воплощают его по-своему. В XX веке возникают еще более радикальные новации, в ряду которых - экранный музыкальный спектакль, музыкальный фильм, мультипликационные опера, балет, концерт, видеоклип. Каковы отличительные черты синтеза искусств в условиях экранных воплощений произведений музыкального театра? Каково соотношение традиционных составляющих в виде музыкального, изобразительного, литературного пластов при их объединении с кинематографом? Влияет ли экран на сущность музыкального театра? Ведут ли к изменениям жанра особенности воплощения пространственно-временных координат? Эти и многие другие вопросы представляются нам очевидными, сформировавшимися в русле преобразований музыкального театра в ходе развития новых технологий.
Актуальность исследования. На протяжении XX века музыкальный театр развивался уже в трех руслах: он сохранил сценическое воплощение, произведения музыкального театра стали транслироваться по радио и записываться в виде различных фонограмм. Кроме того, развитие кино, телевидения и видео способствовало формированию экранного музыкального театра Обращение в диссертационном исследовании к проблематике, связанной с экранным музыкальным театром, далеко не случайно. Будучи новым явлением, экранный музыкальный театр еще мало исследован искусствознанием. Из ряда работ, посвященных его проблемам, выделяются публикации Е. Бок-шицкой (29), 3. Лиссы (112), Ф. Мусаевой (132, 133), Е. Ногайбаевой-Брайтмэн (138), Е. Петрушанской (146), Э. Фрид (191) и ряда других авторов. Однако в центре внимания чаще всего оказываются либо социально-
26
образом, как считает Дж. Борноф, опера сможет преодолеть характерную для этого жанра музыкатьного театра статичность.
Ученый подчеркивает достижения, присущие лучшим образцам экранного музыкального театра его времени. Таковы совершенная координация драмы и вокала, создающая ощущение жизненно реального изображения; безупречное соединение пения и диалога и возможность использования актеров кино (дубляж), позволяющая исправить частые визуальные дефекты музыкального театра.
В ряду недостатков автор видит многие случаи нескорректированности звучания и жестикуляции в визуальном ряду; промахи в подборе актеров, навязывание фонограммой, используемой в практике кинематографической звукозаписи, темпа и определенных исполнительских задач для актеров1. В целом же, наблюдения Борнофа полны веры в перспективное будущее музыкального театра, усовершенствованного многими современными технологиями, с чем невозможно не согласиться.
Л. Трахтенберг, исследуя новые возможности звукового кинематографа, анализирует общие проблемы звукооператорской техники в художественном кино. Автор, работавший в 60-х годах главным звукооператором «Мосфильма», делится практическим опытом работы и оценивает большой круг возможностей в области звуковою кинематографа: «Как и в изображении, здесь имеют место затемнения, наплывы, вытеснения, контрастирующие сочетания. Звуком можно разделить или, наоборот, связывать эпизоды и кадры в местах их соединения» (179, с. 20). Несмотря на то, что в данной публикации отсутствуют примеры образцов экранного музыкального театра, книга Л. Трахтенберга заставляет по-новому вслушиваться в аудивный ряд не только художественного фильма в целом, но и стимулирует поиск возможных закономерностей в области музыкального экрана
1 Художественная практика экранного музыкального театра 80-х годов продемонстрировала блестящие образцы преодоления многих из обозначенных проблем. Сегодня мы можем назвать прекрасных исполнителей. обладающих как вокальным талантом, так и дарованием настоящих драматических актеров. Это, например, П. Доминго, В. Атлантов, Е. Образцова, К. Рнччнарелли, Т. Стратос, К. те Канава.
27
Таким образом, в научной мысли 50 - 70-х годов все больше начинает ощущаться проблема экранного музыкального театра. Единичные изыскания сменяет поток исследований, по-прежнему в значительной мере посвященных изучению общих вопросов киномузыки в художественном кинематографе. Кроме того, в искусствоведческой литературе этого времени появляются новые направления работ: начинают изучаться процессы влияния медиа на музыкальный театр, ставятся проблемы воспитания, более пристально рассматриваются вопросы психологии восприятия музыкального кинематографа, убедительно выглядят доводы о необходимости специального образования для композиторов и режиссеров, занятых в области киномузыки.
В 80-е годы изучение экранного музыкального театра углубляется. Значительный вклад в его исследование внесли публикации Ф. Мусаевой (132, 133), Е. Ногайбаевой-Брайтмэн (138), Е. Петрушанской (146) и других авторов.
Особо пристальный интерес связан с проблемой жанров экранного музыкального театра. В диссертации Ф. Мусаевой (133) объектом изучения становится телевизионная опера. Это первое исследование, посвященное эстетико-теоретическим проблемам жанра. Обращаясь к феномену исключительно советской телевизионной оперы, Ф. Мусаева называет в качестве ее отличительных признаков взаимодействие литературы и музыки, существенное возрастание роли актера, значительность фигуры режиссера-демиурга, усиление художественных эффектов в рамках увертюры при помощи введения образно-визуального ряда Все эти характеристики ясно просматриваются и в фильмах, создававшихся как кино-оперы и рассчитанных на демонстрацию в кинотеатрах.
Целый ряд произведений кинематографического искусства демонстрирует ту же направленность. В частности, экранизация увертюры широко проводится в картинах, которые, по определению Ф. Мусаевой, однозначно не вписываются в рамки телевизионного экрана Большое количество крупных планов, яркие кадры натурных съемок, наличие выразительных массовых