Ви є тут

Музыкально-информационное поле в эволюционных процессах искусства

Автор: 
Минаев Евгений Анатольевич
Тип роботи: 
докторская
Рік: 
2000
Кількість сторінок: 
475
Артикул:
1000306868
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение.
Информационные аспекты феномена музыки, стр. -4 Часть I.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МУЗЫКАЛЬНО-Ш-1ФОРМЛЦИОННОГО ПОЛЯ ...............................................
Глава 1.
Музыкально-информационное поле как понятие и культурологический феномен...........................стр.- 19
Глава 2.
Музыка в свете информационного феномена эмоции стр.-37
Глава 3.
Музыкальная интонация как генерирующий элемент информационного поля ...........................................стр.-бб
Г лава 4.
Музыкальный жанр как информационно-полевая категория стр,- 98 Часть II
ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА МУЗЫКАЛЬНО-ИИФОРМАЦИОННОГО ПОЛЯ ...............................................
Раздел I
Введение. Информационное поле контактных форм музицирования,стр.- 122 Глава 1.
Музыкально-информационное поле фольклора.....стр.-138
Глава 2.
Музыкально-информационное поле храмового искусства стр-162
Глава 3.
Информационное поле музыкального театра стр.-183
Глава 4.
Информационное поле концерта..............стр.-197
Глава 5.
Массовые музыкальные зрелища как акциональные полевые феномены стр.- 208 Раздел II
Информационное поле дистантных музыкальных звукотехнологии Глава 1.
Звукозапись и трансляция музыки в аспекте полевых феноменов музыкальной культуры ..................................стр -228
Глава 2.
Звукотехнологии музыкального творчества в аспекте полевых феноменов
музыкальной культуры ...................стр.-244
Глава 3.
Мегапроцессы функционирования музыки в аспекте полевых феноменов современной музыкальной культуры стр.- 253
Заключение
стр.- 266
Сноски стр.-271
ЛИТЕРАТУРА стр-344
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Классическая музыка в современном мире.
Анализ репертуара произведений европейских композиторов XVII—XX вв. по материалам каталогов изданий нот и дисков стр -397
Приложение 2 Комментарии к таблицам, суммирующим материалы нотных и СИ-каталогов стр.-411
Приложение 3. Таблицы по материалам нотных и СИ-каталогов стр.-419
феномены, открывающиеся человеку с самых древних времен, а в наше время проявляющиеся на многих уровнях философского постижения. Человек рассматривается как социоприродная целостность26, как «трансфизическое поле»27, «энергоинформационное пространство»2^, как космопланетарный феномен2^ развивающийся на основе полевых (электромагнитных) форм жизнедеятельности2^ В отличие от прежних (романтических) философских систем сама отдельность, информационная обособленность человека как личности от других личностей представляется в наше время оспариваемой на новом уровне философского понимания и рассматривается в плане трансперсональной психологии-* 1.
Этот макроуровень бытия человека необходимо учитывать при рассмотрении информационного феномена эмоции, который сам, в свою очередь, дает новый материал для рассмотрения трансперсонального уровня бытия человека и новых ракурсов этой философской проблемы. Такой ракурс рассмотрения возможен как на уровне познания жизнедеятельности отдельного организма, так и на уровне популяционного, множественного, объединяющего, полевого действия информационных сущностей.
Эмоция — это энергетический феномен, составляющий определяющую регулятивную первооснову жизнедеятельности человека и сформировавшийся в процессе адаптациогенеза человеческого организма и человеческого сообщества. Энергия человека проявляется в форме эмоционального возбуждения, направленного на преодоление дисбаланса в системе «человек — мир» в реакциях на окружающую среду. Механизм выброса эмоциональной энергии сформировался в результате адаптациогенеза человека в окружающей среде, но его главное предназначение — адаптация человека в среде себе подобных, т. е. коадаптация. Эмоциональная сфера, объективируясь в сознательные акты, трансформируется в субъективные переживания и регулирует жизненные адаптационные действия организма и личности, групп людей и общества в целом. Энергетика эмоций работает на тонких уровнях, и в процессе эволюции человека возникли тончайшие системы восприятия сигналов подобного уровня в коммуникациях человека с природой и особенно в межличностных коммуникациях. Энергетика эмоций воспринимается в сложнейших и тончайших
уровнях интуиции, причем в различных ее формах22.
Универсальное значение эмоции состоит в адаптации — энергетическом и информационном обмене с окружающей средой человека в мире, космосе и социуме и
44
формировании все более сложных форм информационного поведения человека — поведения, направленного на адаптацию в зависимости от совокупной информации.
В ряде исследований последнего времени понятие адаптации, природы адаптации и ее разновидностей подвергается более детальному изучению — в рамках теории развития систем природы, общества и мышления. Адаптация рассматривается как энергетический процесс или множество параллельных процессов, проходящих в природе, человеке, социуме — во всей сложности и эволюции адагттациогенеза. Изучаются также понятия коадаптации, коэволюции, коадаптациогенеза, составляющие важнейшие основы функционирования и эволюции живых систем33. Отметим, что в исследованиях об адаптации все еще недостаточно используется информационнополевой ракурс анализа.
Общепризнанным является тот факт, что отдельные эмоциональные состояния сопровождаются специфическими изменениями в пантомимике, мимике, звуковыми реакциями. Экспрессивная функция эмоций, эмоциональная выразительность человека в поведении и общении классифицируется в психологии как составная часть «экстралингвистической (внеязыковой) информации»3 4. в исследованиях
анализируется информационная роль эмоций, языка, поведения, жестов3 5. Наиболее исследованными можно считать два канала экстралингвистической информации — зрительный и слуховой.
Полевая форма эмоции и звука — звука, выражающего интенсивную общую эмоцию; звука, создающего звуковое эмоциональное резонансное поле; звука, инициируемого самим человеком и человеческим сообществом, — такая полевая форма сознания, как можно видеть из многочисленных наблюдений ученых (Казначеев), имеет решающее значение для совершенствования адаптивных качеств человека в популяции. И именно звуковое поле, создаваемое человеком, повышает чувствительность его информационного сенсорного комплекса к космопланетарной среде: «В этом состоянии границы жизнедеятельности человека в рамках данного вида экологических связей необычайно расширяются, становятся в определенной степени бесконечными, т. е. организм функционирует как частица беспредельной космопланетарной полевой среды»36. Таким образом, эмоционально-звуковой резонанс должен рассматриваться как основа полевой формы сознания.
Для исследователя феномена музыки данный вывод представляется наиважнейшим: это значит, что именно звуковые формы ритуала, а в дальнейшем
45