Ви є тут

Классическая музыка в системе развития и воспитания детей раннего возраста: вопросы теории и практики

Автор: 
Матвеева Раиса Александровна
Тип роботи: 
вопросы теории и практики
Рік: 
2008
Кількість сторінок: 
183
Артикул:
172585
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Создание условий для музыкального воспитания ребенка 12
1.1 Особенности психофизиологического развития ребенка как предпосылка начального музыкального воспитания. 12
1.2 Слушание музыки: вычленение средств музыкальной выразительности, музыкальное движение 34
Глава 2. Обзор современных программ по музыкальному развитию детей и восприятию музыки 65
2.1 Комплексные программы 67
2.2 Парциальные программы по эстетическому
и музыкальному развитию 81
2.3 Сравнительный анализ программ для детей раннего возраста 99
Глава 3. Классическая музыка как основа формирования музыкального восприятия 104
3.1 музыка «детская» и «взрослая» 104
3.2 материнский фольклор - истоки формирования основ
музыкальной культуры 109
3.3 классическая музыка - интонационный капитал эпох 113
Заключение 148
Библиография 150
Приложение 1: Сводная таблица репертуара по слушанию музыки в комплексных и парциальных программах 169
Приложение 2: Практические наблюдения за детьми раннего возраста 182
3
Введение
Актуальность исследовании. Роль и значение музыкального искусства в цивилизованном обществе исключительно велика, поскольку музыка служит уникальным по своей природе средством коммуникации в социуме; она передает в мировом сообществе мысли, чувства, идеи, объединяющие самые различные слои населения. Влияние ее на общественное сознание очевидно, функции и социокультурные роли столь же многообразны, сколь и контрастны, несхожи друге другом. «От воспитания музыкой... мы ждем осветления будущего наших детей. Стало быть, предполагаем наличие света в самой музыке, а педагогическим искусством надеемся раскрыть его в сердцах школьников...»1.
В свете современных тенденций общей культурной безграмотности подрастающего поколения важно не только сохранять музыкальную культуру в профессиональных кругах, но и прививать ее широким массам, начиная с самого раннего возраста. Практика показывает, что музыкальное образование и воспитание подрастающего поколения хоть и является приоритетным, но далеко от тех целей, которые декларируются на бумаге.
Начальный этап жизни - один из наиболее важных в развитии человека, поскольку ранние впечатления достаточно глубокие и оставляют отпечаток на всю жизнь. Порой они становятся основным импульсом для дальнейшего эстетического развития ребенка, о чем свидетельствуют воспоминания композиторов, выдающихся музы кантов-исполнителей.
«Музыка - могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие», - говорил
В. Л. Сухомлинский. Только находясь в музыкальной среде, научившись чувствовать и осмысливать выразительность музыкальной речи, ребенок бу-
1 Мсдушевский, В. В. Духовно-нравственный а палю музыки [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.portal-slovo.ru/nrt/35812.php
17
ным слухом мотивация, музыкальная потребность маленького человека, которую он уже успел почувствовать...» [60,146].
Доктор искусствоведения Д. Кирнарская описала характерные особенности проявления музыкальных способностей у детей, которые удивительно тонко подчеркивают специфику детских музыкальных способностей: «...если младенцы обладают хорошим аналитическим слухом, это говорит о том, что тонкое различение музыкальной высоты на каком-то витке исторической эволюции было жизненно важно. Вполне возможно, что хороший звуковысотный слух стоял у истоков человеческой речи, тесно связанной с пением» [60,146].
Автор приводит описания множества экспериментов, произведенных психологами разных стран по определению абсолютного слуха [60,163,167], связи музыкальной деятельности и пространственным ориентированием [60,156), музыкальной высоты с пространственными понятиями верха и низа [60,155]. Уникальные проявления тех или иных музыкальных способностей говорят о большом потенциале младенцев и детей раннего возраста. Но осмысленное восприятие мелодии с пониманием смысла мелодического контура, интервалов, складывается у детей только к старшему дошкольному возрасту, что и подтверждается знатоками детской музыкальной психологии Дэвидом Харгрвисом (Hargreaves, David) и Хауэрдом Гарднером (Gardner, Howard), Кирой Тарасовой.
Эксперименты по определению наличия у младенцев музыкальной памяти [60,207], показали колоссальное влияние музыки на детей даже в перинатальном периоде. При этом напомним, сама музыкальная память - это интегративное качество музыкальности, ее суммарный показатель. И внутренний слух, входящий в ее структуру, уже интегративен: он включает в себя хороший аналитический слух и музыкальную мотивацию, без которой внутренний слух не может возникнуть.
Таким образом, именно благодаря мотивации будет успешно развиваться музыкальный слух, поскольку она и является пусковым механизмом.
18
«Ключ к музыкальному развитию ребенка... лежит в росте его музыкальной мотивации, его любви к музыке и понимания ее возможностей. Этот путь наиболее естественен и филогенетически оправдан. Так двигалось человечество.... Так же развиваются и способности. Их фундамент и основа - мотивация» [60,391,392].
Заметим, что в возрастной психологии и детской педагогике часто используется данное понятие. Мотивация определяет и поддерживает «осуществление определенных поведенческих актов от начала действия до результата, удовлетворяющего актуализированную потребность»10. Этому двигателю, раскрывающему и выявляющему все способности, следует уделять особое место в воспитании ребенка.
Мотивация является лучшим побуждением к действию, а принуждение — худшим способом обучения. Главная задача родителей, если они хотят обучить чему-то ребенка - пробудить интерес. Детский психолог Сеймиро Аоки специально исследовал образование таких понятий у ребенка, как «хорошо» и «плохо», и пришел к выводу, что «хорошо» для ребенка - это 'ГО, что интересно и привлекательно. Такое соединение понятий «хорошо» и «приятно» характерно только для раннего возраста. Постепенно ребенок, приобретая опыт, считает, что «хорошо» - это то, за что хвалят. Если он выполняет поручение, и его за это хвалят, он думает, что поступил правильно, хорошо. И наоборот, если его ругают или наказывают, значит, он поступил плохо. Неприятные ощущения ассоциируются с понятием «плохо».
Способности ребенка будут развиваться настолько эффективно, насколько успешно родители будут пользоваться методами похвалы и порицания. Хотя, интерес - лучший стимулятор, но он быстро пропадает, поскольку
1
любопытство ребенка безгранично. Среди множества интересных вещей в окружающем мире ребенок все время будет находить увлечения, где ему никто не нужен. Часто от того, насколько быстро взрослый заметит и отреаги-
111 Мотивация {Электронный ресурс]. - Режим доступа: 1шр://5)оуап.уа^ех.гиЛИс1/р5ус1|1ех5/а11|'с1е/Р55/р55-0195.htm
»<