Ви є тут

Интерпретация ночных мотивов в европейской музыке и смежных искусствах XIX - первой половины ХХ вв.

Автор: 
Шульга Елена Николаевна
Тип роботи: 
кандидатская
Рік: 
2002
Кількість сторінок: 
283
Артикул:
133987
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.............................................................3
Глава I. Ночь как объект творческой интерпретации
в европейской культуре XIX - первой половины XX вв..........16
Раздел Г Поэтика ночи в эстетических воззрениях и искусстве
европейского романтизма.....................................16
Раздел 2. Поэтика ночи в культурфилософеких воззрениях и
искусстве европейского модернизма рубежа XIX - XX вв. и первой половины XX в.....................................49
Глава II. Типология и способы воплощения ночных образов
в европейской музыке XIX - первой половины XX вв.........70
Раздел 1. «Ночная музыка» XIX в....................................73
Раздел 2. «Ночная музыка» рубежа XIX - XX вв. - первой
половины XX в............................................130
Заключение...........................................................194
Литература...........................................................202
Приложение...........................................................216
3
ВВЕДЕНИЕ
Тема ночи - одна из самых притягательных тем в искусстве. Постоянный интерес к пей обусловлен богатым семантическим потенциалом понятий «ночь» и «ночное», многообразием их смысловых интерпретаций. 11очь как материальное, геофизическое явление - противоположность дня, неизменно привлекала внимание возможностью создания ярких и колоритных художественных образов, породив в искусстве особые жанры ночного пейзажа - в живописи, ноктюрна - в музыке. Кроме того, понятие «ночного» обладает широким ассоциативно-семантическим нолем: в каждом случае особый смысловой контекст формирует различные метафорические значения. Так, в XIX - XX вв. «ночь» активно фигурирует в качестве метафоры в сферах психологии, философии, культурологии, порождая такие понятия, как «ночное сознание», «ночная психика», «ночная культура».
Актуальность исследования определяется обращением к одной из самых емких по содержанию тем художественной культуры, активизирующейся более всего в «рубежные» эпохи человеческой истории, что позволяет прогнозировать новую вспышку интереса к ней в настоящее время. Избранный культурологический ракурс исследования, предполагающий рассмотрение темы ночи в единстве ее важнейших аспектов, находится в русле наиболее актуальных направлений современного музыкознания.
Функционирование темы ночи в европейской художественной культуре имеет глубокие мифологические истоки. Постоянный, устойчивый интерес к ночным образам характеризует живопись северонидерландского и итальянского Возрождения. Еще более внимание к этой теме усилилось в предромантиче-скую эпоху в жанрах «готического романа» и ночной кладбищенской лирики, в
27
чувства, которое, как трактует его Жирмунский, «...есть переживание а себе сверхчувственного, бесконечного объекта как соединения с ним» [16, с.208]. Наделяя нас вечным, «глубинным» зрением, Ночь дает ощущение такого слияния, проникновения сквозь материальное - в духовное.
Ночь пробуждает нас к Вечному сну - Сну, «проницающему вечность». Жизнь, ставшая, по РГовалису, «сном», в то же время станови тся и «подлинной литургией, богослужением». «Всякое место становится храмом, пригодным для молитвы. каждое действие и каждый предмет становятся участниками ритуала. И внезапно взору открывается священность всего» [111, с.318]. Каждый случай, каждый предмет может быть проводником к Богу: «Вечный сон -преданный слуга Ночи. <... > Он и в золотистом наливе винограда, и в волшебном масле миндального дерева, и в темном соке маков <... >. Это он открывает двери в Небо, безмолвный вестник тайн бесконечного» (II). Эротические образы, знаки чувственного мира в «Гимнах» трансцендированы в сферу сверхчувственного: воссоединение с возлюбленной есть в то же время воссоединение с универсумом. «Брачная ночь», даруемая поэту - понятие гораздо более религиозно-мистическое, чем эротическое - означает на языке «Гимнов» духовную инициацию, пробуждение к Вечному Сну: «ты, нежная возлюбленная - милосердное солнце Ночи, - теперь я пробужден, теперь я и твой и свой - ты дала мне познать Ночь - сотворила во мне личность поглотив мое тело духовным огнем, чтобы я в очистительном пламени мог теснее соединиться с тобой, и тогда наша брачная ночь будет длиться вечно» (I).
И если для поэта посредницей в постижении более высокого существования была возлюбленная, то Христос выполняет подобную миссию для всего человечества: в последних двух гимнах понятие Ночи окрашивается в религиозные, христианские тона. В пятом гимне оппозиция «день - ночь» трактуется как «античность - христианство». Приход Ночи означает здесь начало христианской эры, с наступлением которой вера ушла из земного мира, из царства Света и укрылась в душах людей: «В глубокое убежище, в более возвышенную сферу чувств удалилась душа мира со всеми ее. земными стами, где правила.
28
пока не вспыхнула заря мировой Славы. Недолго свет был обителью богов и божественным знаком их присутствия - они накрыли себя покровом Ночи. Ночь стала мощным источником откровений - боги вернулись к ней - и заснули, перейдя в новые и более великолепные сферы преображенного мира» (V). Шестой гимн ~ «Томление по смерти» - трактует Ночь и Смерть как религиозный и эротический опыт, где сплетаются воедино подлинная вера и личные переживания, всеобщее и индивидуальное. Смерть здесь - столь же великое, сколь и радостное событие, она «... выглядит у поэта как опьяняющий восторг, и речь идет уже не о преодолении ее, а о вечном вакхическом празднике смерти, который означает для Новалиса подлинную жизнь, вневременную мистерию жизни» [16, с.XXVIII]. В заключительных строках гимна происходит слияние образов возлюбленной и Христа:
Спускайся к сладостной невесте,
К Иисусу вселюбнмому.
Свет сумерек вечерних ииет Усладу бедным, любящим.
Сои разорвет оковы прочь,
И объятья примет час Господь.
«Христос и София!» - эта знаменитая фраза из дневника Новалиса, определившая весь его жизненный путь, показывает, как созерцание бесконечного и его переживание приобретает религиозную форму, возлюбленная становится символом религ иозного смысла жизни: «к Иисусу, невесте, небесам, наконец, к самому Господу поэт спускается, нисходя в глубины собственного Я» [111, с.213|. Заметим, что мистическое чувство присутствия бесконечного во всем конечном неизбежно привело всех иенских романтиков к утверждению этою чувства в религиозном миропонимании: так совершается их поворот к религии в той или иной форме. Как отмечает Жирмунский, «Тик переживает в эти годы (1802-1810) глубокий религиозный кризис и на время покидает поэтическую деятельность. Август Шлегель увлекается эстетикой католицизма. Шеллинг