Ви є тут

Свадебная причетно-песенная традиция русских старожилов Сибири

Автор: 
Урсегова Наталья Александровна
Тип роботи: 
кандидатская
Рік: 
2000
Кількість сторінок: 
222
Артикул:
1000310327
179 грн
Додати в кошик

Вміст

('ОДЕРЖАН П Іі
Введение ...................................................... 4
Глава первая. Причетний жанрово-стилевой комплекс. ... 20
Общая характеристика................................ 20
І Іричеть (1). Сольная причеть (1.1)................ 27
Сольная причеть составных композиций (3.2).......... 41
Прнчеть-песня (2.1). Причеть-песня составных композиции . 48
Глава вторая. Песенный жанрово-стилевой комплекс.......... 60
Классификация песенного репертуара.................. 60
Напевы с 8-9-слоговой структурой стиха............... 64
Напевы с 10 11-слоговой структурой стиха............. 92
Напевы со вторичными СМРФ ........................... 102
Глава третья. Песенно-танцевальный жанрово-стилевой
комплекс ................................... 108
Общая характеристика ................................ 108
Песенные формы с повторением концевой слоговой
группы .............................................. 109
1 Іесенньїе формы с рефренами ....................... 126
Глава четвертая. "Вьюн": сравнительный анализ несенных
вариантов .................................. 152
Жанрово-этнографическая характеристика .................. 152
Сюжетная композиция.................................. 159
Ритмо-сннтакснческая и мелодическая организация ... 174
Заключение '.............................................. 198
Список использованной литературы ......................... 202
Список сокращений......................................... 221
Приложения ............................................... 223
)
Хронологический указатель публикаций ............... 224
Топографический указатель .......................... 227
Аналитические материалы (АМ)........................ 230
Потное приложение (НГ1)............................. 298
Примечания к песням................................. 477
47
риодом моноритмическої о типа, выявляя его начальную композиционную функцию. Варьирование начального сегмента, с одной стороны, позволяет определить грани разделов целостной композиции, но. с другой стороны, логика движения от трехсложных анакруз к одно-двухсложным сокращенным ее формам подчеркивает сквозной характер причеіного интонирования, вероятно, связанного с ростом эмоционального напряжения и непроизвольными "сбивами" дыхательных циклов.
Итак, в СМРФ образца (НИ, 3) обнаружена нормативноформульная композиция причети с устойчивой, законченной структурой целого. Второй тип причетной СМРФ ( НИ, 7) - демонстрирует образец эмоционально-стихийного переживания, что "вылилось" в импровизационную форму интонирования со сквозным развитием, со слоговременной профессией, а также с чертами трехфазной композиции.
Анализ ладо-функцнональиого уровня организации причети составных композиций не вносит каких-либо корректив, а подчеркивает сущностные признаки, описанные нами ранее: нисходящий мелодический контур, преобладание тонов терцового комплекса І-ой ступени в ладовых схемах причети, звукорядное положение мелодической кульминации, совпадающее с первым актовым тоном, что определяется в работе как причетный тип ладо-мелодического рельефа (АМ 7,8, с.242).
Подводя итоги анализа образцов сольного причитания, следует сформулировать основные отличия функционирования причети как самостоятельной структуры и сольной примети в рамках составных композиций.
1. По всем параметрам организации причетной композиции (стиховой, ритмо-синтакси ческой в объеме периода, ладо-
48
мелодической, СМ РФ) данные образцы репрезентируют единый приметный тип русско-сибирской старожильческой свадьбы.
2. Основное отличие изучаемых структур обнаружено при сравнении конкретных приметных образцов. Так, собственно сольное причитание представлено комплексом образцов, отражающих в свое)! структуре различные формы сочетания приметных и песенных характеристик (анализ образцов доказывает, что на данный момент сохранились древние, исходные формы причитания и более поздние
- "песенные" его формы, а также различные переходные структуры).
3. Сольные причитания составных композиций устроены более унифицировано, вариативные черты в них ослаблены. Это. скорее всею, связо с тем. что составные формы - явление исторически более позднее, сформировавшееся после того, как в исполнительской практике были "отточены" сольное причитание и причеть-песня отдельно. Поэтому в разных локальных традициях один словесный текст может быть использован как бы в двух различных жанровых версиях
- приметной и песенной. Такие тексты приобретают особую музыкально-ритмическую устойчивость, формульноегь. каноничность. Именно такой тип примети составных композиций является преобладающим в сибирской старожильческой свадьбе.
11рнчегь-несня (2.1). Причеть-песня составных композиций (3.2)
Вторая важная жанровая разновидность сибирского свадебного причитания причеть-песня ("приметная песня" Б.Б Вфименко-вой/"хоровой причет" В.М. 1Цурова/"коллективный причет" или "несенная форма причитывания подруг" А.М. Мехнецова), в которой, так же как и в сольном причитании, содержание словесных текстов излагается от лица невесты. В основе приметной песни лежат те же тонические стиховые структуры, подробно описанные в начальном разделе главы. Однако анализ музыкально-ритмической интерпретации исходных приметных текстов позволяет обнаружить суще-