Ви є тут

Эпическая традиция ногайских татар Астраханской области

Автор: 
Гайнуллина Наиля Галимовна
Тип роботи: 
Дис. канд. искусствоведения
Рік: 
2003
Артикул:
172937
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ................................................. 4
ГЛАВА I
К ВОПРОСУ О 'ГИПОЛОГИИ ФОРМ ЭПИЧЕСКОГО % ТВОРЧЕСТВА................................................ 12
1.1. Категории поэтики как инструмент классификации форм эпического творчества. Сравнительное литературоведение и историческая типология форм эпоса............... 12
1.2. Теория «общих мест»............................. 29
1.3. Стадиальный подход к изучению временной организации в музыке и поэзии Типология форм эпического творчества
М. Г. Харлапа..................................... 44
#
ГЛАВА II
ТРАДИЦИОННОЕ ИСКУССТВО АСТРАХАНСКИХ ТАТАР... 69
2.1. Этнический состав астраханских татар........... 69
2.2. Музыкально-поэтическая традиция астраханских татар: жанровый состав и его этническая обусловленность .... 82
2.3. Эпическая традиция астраханских ногайцев: общая характеристика ........................................ 99
ГЛАВА III
# ЭПИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ НОГАЙСКИХ ТАТАР: ПОЭТИКА.
ТИПОЛОГИЯ «ОБЩИХ МЕСТ»................................... 109
3.1. Особенности поэтической композиции: темы и принципы
их взаимодействия................................ 109
3.2. Особенности мотивного развертывания тем. Система формул и повторов.................................... 163
2
#
*
ГЛАВА IV
ОСОБЕННОСТИ ЭПИЧЕСКОГО ИНТОНИРОВАНИЯ В ТРАДИЦИИ АСТРАХАНСКИХ НОГАЙЦЕВ................. 177
4.1. Метрика....../............................. 177
• 4.2. Лад. Мелодика................................. 191
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................... 203
ПРИМЕРЫ............................................. 205
ЛИТЕРАТУРА.......................................... 218
з
*
культурной традицией татар Волго-Камья. Следует сказать, однако, что последняя, будучи привезена в Астраханский край переселенцами, сама в свою очередь оказалась подвержена воздействию со стороны местного традиционного музыкально-поэтического «уклада», в результате чего ее особенности приобрели существенные отличия ют Волжско-Камского «оригинала».
Переходя к характеристике музыкально-поэтической традиционной культуры татар Астраханской области, в качестве основных ее составляющих выделим следующие компоненты: эпос, обрядовые жанры, лирические песни и жанры инструментальной музыки. Рассмотрим особенности их функционирования у различных этнических групп астраханских татар.
Эпос ногайских татар Астраханской области представлен двумя специфическими жанрами - хушавазом и жыром59. Если существование у астраханских ногайских татар жанра хушаваз - факт достаточно известный (см. с. 6 настоящей работы), то какие бы то ни было сведения о жанре жыр по отношению к их традиции в исследовательской литературе отсутствуют. Единственное упоминание о данном жанре принадлежит Арсланову и сделано им в устной форме во время беседы с автором настоящей работы.
Судя по публикациям Мошкова (Мошков, 1895, 1897, 1901) и по материалам экспедиционно-полевых исследований Арсланова, проводившихся треть века назад - в начале 1970-х годов, раньше эпические жанры ногайских татар четко разделялись по своей принадлежности к культуре определенных этнических субформирований: хушаваз выступал как компонент традиционной культуры юртовских татар, жыр являлся образцом музыкально-поэтической тради-
59 Помимо образцов данных жанров, в ходе экспедиционно-нолевой работы у астраханских ногайских татар был зафиксирован фрагмент героического эпоса. Поскольку представленность данного жанрового типа эпоса оказалась ограниченной единичным образцом, считать героические сказания характерными для ногайских татар не представляется возможным. Не исключено, что дальнейшие исследования традиционной культуры региона внесут коррективы в данное утверждение.
ции карагашей. На сегодняшний день ситуация изменилась. Среди юртовцев живы воспоминания о былой славе их дедов и отцов - исполнителей хушавазов, но сейчас мастеров-сказителей среди них почти не осталось: в среде юртовских татар коренная эпическая традиция практически утрачена. В культуре карагашей, напротив, в настоящее время распространены оба жанра - собственный жыр и юртовский хушаваз, причем заимствованность последнего для карагашей является фактом осознанным. Так, информатор-карагаш один из спетых им ху-шавазов назвал «Кызан жыры», т. е. «Песня из Татаробашмаковки» - села, где проживают юртовские татары (см. X® 6 Приложения I настоящей работы60). По мнению Арсланова, данный хушаваз может быть квалифицирован как типичный образец эпической традиции юрговской группы ногайских татар.
Различия между жанрами хушаваз и жыр для носителей традиции сегодня во многом стерлись, и обозначающие их термины нередко применяются как синонимы для обозначения одного явления. Определенные основания для подобного смешения жанров существуют: в современной культуре ногайских татар хушаваз и жыр стали близкими явлениями - бытуя в одной этнической среде, сходные по социально-прикладной предназначенности, они нередко входят в «репертуар» одного исполнителя и могут совершенно не различаться в музыкально-стилевом отношении (типичным, например, является исполнение различных в жанровом отношении повествовательных поэтических текстов на один напев). Вместе с тем данные жанры сохранили отчетливо дифференцирующие их признаки. Последние носят внемузыкапьный характер и связаны с особенностями содержания и композиции поэтических текстов (подробная характеристика жанров хушаваз и жыр будет осуществлена ниже, в следующих разделах настоящей работы).
Как было отмечено, помимо хушавазов и жыров в числе эпических образ-
^«Кызан» и «Татаробашмаковка» - соответственно, татарское и русское названия одною се-