Ви є тут

Внеевропейские факторы в музыкальном искусстве начала XX века

Автор: 
Виниченко Андрей Анатольевич
Тип роботи: 
Дис. канд. искусствоведения
Рік: 
2006
Артикул:
172694
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Оглавление
Введение............................................................3
Глава 1.............................................................34
Глава 2.............................................................96
Заключение..........................................................135
Библиография........................................................145
Нотные примеры......................................................157
ВВЕДЕНИЕ
История существования музыкального искусства являет собой взаимообогащающий диалог профессиональной, «высокой» академической традиции и народной культуры, существующей в различных видах и жанрах бытового музицирования. Именно в музыке явления, казалось бы, далекие друг от друга выступают в особенно тесной взаимосвязи. В качестве примера можно напомнить процесс развития в России в XIX веке классической композиторской школы с характерным для нее претворением вариантности народной песни в более гибкие и развитые формы с одной стороны, а с другой - расцвет фолькло-ризма, столь показательного для русской музыки того времени, частным выражением которого стали сборники русских народных песен П. Чайковского, II. Римского-Корсакова и других композиторов. Разумеется, подобные процессы характерны и для других видов искусства: например, параллельно-взаимосвязанное развитие различных (по родословным признакам) жанров литературных произведений и в определенные периоды проникновение в академическую литературу бытового языка, знаменующее рождение нового литературного стиля (М. Зощенко, М. Шолохов, Ю. Алешковский, С. Довлатов и т. д.). Но лишь в музыке эти процессы перманентны и явно просматриваются на всех этапах ее развития.
Переломные вехи в академической музыкальной культуре всегда сопровождались пристальным вниманием к народной музыке. Причем часто этот факт оказывал большое влияние на творчество
далеким; в) особым вниманием к фольклору (имеется в виду европейский фольклор различных стран).
Возьмем для рассмотрения некоторые фигуры и схематично, чрезвычайно кратко рассмотрим их по отмеченным трем пунктам:
К. Дебюсси -
а) кардинальные преобразования семантики гармонического языка - тоникообразность септаккорда, полипластовость, революционные преобразования музыкальной фактуры;
б) связь с клавесинистами (некоторые особенности эстетики, фактуры), связь с программным мышлением М. Мусоргского, Н. Римского-Корсакова («Посвящение Рамо», «Детский уголок» и.т.д.);
в) провансальский фольклор («Холмы Анакапри»), кельтский фольклор («Девушка с волосами цвета льна», «Вереск») испанский фольклор («Прерванная серенада», «Ворота Альгамбры»).
М. Равель -
а) революция в оркестровке, изысканнейшая, в какой-то степени «предельная» альтерированность гармонических построений;
б) неоклассицизм (Сонатина fis-moll для фортепиано, Соната для скрипки и фортепиано), связь с клавесинистами в особенностях фактуры вообще и в ощутимой нейтрализации открытой эмоциональности («Гробница Куперена»), в использовании средневековых полифонических ладов, интервалики и т.д.;
в) баскский фольклор (Концерт № 1 для фортепиано с оркестром), провансальский фольклор (Концерт № 2 для фортепиано с оркестром), традиционный испанский фольклор, а вместе с ним и маври-тано-арабский («Alborada del Gracioso»).
И. Стравинский-
а) «стиль инструментальных соло», развитая «знаковая» полистилистика, полифункциональность и т.д.;
б) неоклассицизм (барокко, И. С. Бах - через особенности фактуры, принцип motto; П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков - через приемы работы с материалом);
в) исключительная изобретательность в претворении вариантности русского фольклора («Жар-птица», «Петрушка», «Свадебка» и т.д.).
* * *
Естественно, что для и осознания подобных явлений в музыкальной науке, а также выстраивания их в стройную музыкальноисторическую систему, понадобилось достаточное время (приведенные выше характеристики никак не исчерпывают глубину и широту проблематики, встающей в связи с титаническими фигурами этих творцов). Более всего исследователей занимали и занимают черты их стилей, находящихся в привычном для слуха ракурсе и укладывающихся в русло традиций структурного анализа. И хотя творчество любого из этих авторов подверглось влиянию внеевропейского, до сих пор сказано об этом чрезвычайно мало, во всяком случае - в данном отношении имеется масса белых пятен.
Есть еще одна причина недостаточного внимания музыкальной науки к фактам внеевропейского влияния. Дело в том, что принципы афро-американского и восточного интонирования (главным образом индийского, а также ритмические структуры африканских музыкальных действ, то есть то, что сейчас так мощно и многообразно развивается в джазе и рок-музыке и чем эти виды музыкальной деятельности противоположны академической традиции в плане ос-