Ви є тут

Жанровый канон симфонической поэмы и его преломление в инструментальной музыке XIX - начала XX века

Автор: 
Аппалонова Ирина Викторовна
Тип роботи: 
диссертация кандидата искусствоведения
Рік: 
2009
Кількість сторінок: 
224
Артикул:
172505
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.................................................3
Глава 1. СИМФОНИЧЕСКАЯ ПОЭМА - НОВЫЙ ЖАНР РОМАНТИЧЕСКОЙ ЭПОХИ. ВОПРОСЫ СОДЕРЖАНИЯ.................15
1.1.Жанровые истоки симфонической поэмы...............15
1.2.Содержательный канон симфонической поэмы..........24
Глава 2. ДРАМАТУРГИЧЕСКИЙ КАНОН СИМФОНИЧЕСКОЙ ПОЭМЫ И ОСОБЕННОСТИ ЕГО ПРЕЛОМЛЕНИЯ.....................36
2.1. Драматургический канон симфонической поэмы в творчестве
Ф. Л иста.............................................36
2.2. Претворение драматургического канона симфонической поэмы
в постлисто векую эпоху...............................46
Глава 3. КОМПОЗИЦИОННЫЙ КАНОН СИМФОНИЧЕСКОЙ ПОЭМЫ И ПРИНЦИПЫ ЕГО ИНТЕРПРЕТАЦИИ......................67
3.1. Типы совмещения композиционных функций в симфонической ноэме.................................67
3.2. Метод монотематизма и лейтмотивная техника в симфонической поэме.................................85
Глава 4. СИМФОНИЧЕСКАЯ ПОЭМА: К ПРОБЛЕМЕ
МЕЖДУ ЖАНРОВЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ...........................91
4.1. Симфоническая поэма и академические жанры........91
4.2. Симфоническая поэма и фольклорные жанры.........119
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................132
ЛИТЕРАТУРА.............................................138
ПРИЛОЖЕНИЕ 1...........................................155
Хронология развития жанра симфонической поэмы (таблица)
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.. Нотные примеры
160
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Симфоническая поэма - знаковый жанр эпохи романтизма, концентрирует в себе основные принципы музыкального и шире — художественного мышления того времени. Ее роль сопоставима со значением фуги и concerto grosso в эпоху Барокко, сонаты и симфонии в XVIII - начале XIX столетия.
Многие специфические аспекты симфонической поэмы рассматриваются исследователями в связи с особенностями эстетики романтизма (концепция синтеза искусств). Данный жанр также освещается в научных монографиях, посвященных творчеству крупнейших комиозиторов-романтиков: Ф.Листа (Я.Мильштейн), А.Дворжака (В.Егорова), Р.Штрауса (Э.Краузе), А.Скрябина (В.Дельсон) и др. Проблемы драматургии и формообразования романтических поэмных форм поднимаются в трудах
В.Бобровского, Л.Мазеля, В.Цуккермана.
Вместе с тем, жанр симфонической поэмы — как и романтическая эпоха в целом - в определенной степени продолжает оставаться terra incognita. В данном контексте особенно актуальным представляется наблюдение А.Михайлова, отмечавшего, что «XIX век, который казался и кажется столь близким и понятным <...>, на самом деле <...> оборачивается одним из самых загадочных <...> в новейшей истории... Надо снова и снова входить в этот мир, который становится все менее <...> известным» Ц05, 854-855].
Симфоническая поэма, возникшая в русле романтического программного симфонизма, наглядно отражает дуализм романтического мировосприятия. С одной стороны, данный жанр характеризуется особой ип-дивидуалнзированностью всех составляющих компонентов - содержания, драматургии и формы, подчиненных логике внемузыкального прототипа. С другой - симфоническая поэма опирается на систему специфических закономерностей, образующих ее «жанровый канон» (М.Бахтин).
21
Непосредственным музыкальным прототипом симфонической поэмы становится увертюра - как театральная, самостоятельно функционирующая со времен Л.Бетховена («Леонора», «Эгмонт», «Кориолан»), так и концертная, возникающая в эпоху романтизма в творчестве Ф.Мендель-сона («Сон в летнюю ночь», «Гебриды, или Фиигалова пещера», «Прекрасная Мелузина» и др.).
Ф.Лист высоко ценил увертюру, считая ее «подлинной предшественницей программности», предоставляющей «возможность связать музыку с определенным сюжетом» и открывающей «больший простор для фантазии композитора» [85, 287]. Примечательно, что некоторые симфонические поэмы изначально создавались им как увертюры к оперным («Орфей») или драматическим («Тассо», «Прометей», «Гамлет») спектаклям.
От увертюры симфоническая поэма воспринимает следующие черты:
- принцип программности (преимущественно обобщенного типа);
- одночастность;
- сонатную форму, которая оказывается функциональной доминантой большинства симфонических поэм Ф.Листа и его преемников;
- яркость образно-жанровых характеристик, соответствующих силам действия и контрдействия театрального спектакля;
- логику сквозного развития конфликта.
К числу жанровых прототипов симфонической поэмы одновременно относятся фантазия, баллада, скерцо, играющие знаковую роль в романтической музыке. Помимо одночастное™, симфоническая поэма заимствует у них такие свойства, как:
- пластичность формы, непосредственно подчиненной программному содержанию произведения и получившей название поэмной, или балладной (Л.Мазель);
- сочетание сонатности, цикличности и вариационности;
- принцип образно-жанровой трансформации.
22
Здесь наблюдается определенный парадокс - поэмность, как «метод композиции», «принцип нового строения музыкальных форм» (Б.Лсафьев) возникает значительно раньше жанра симфонической (Ф.Лист) или фортепианной (Л.Скрябин) поэмы. Он ярко заявляет о себе в Фантазии /-то11, балладах и скерцо Ф.Шопена, первой части Фантазии Р.Шумана.
Вместе с тем, «конкретизируя» истоки листовских симфонических поэм, отдельные исследователи (Э.Шмиц, Г.Крауклис) прямо указывают на Фантазию «Скиталец» Ф.Щуберта [71]. Особая роль фантазии, получившей «второе рождение» в эпоху романтизма и оказавшей заметное влияние на становление романтических жанров и форм, обусловлено ее определенной жанровой семантикой. Как отмечает О.Соколов, именно в фантазии, которая «активно стимулирует эвристическую сторону музыкального мышления, <...> совершаются прозрения в будущее» [144, 44].
В процессе формирования симфонической поэмы также принимают участие жанр вариаций и вариационные методы развития. Эту тенденцию наглядно подтверждают симфонические поэмы «Тассо» и «Мазепа», «Пляска смерти» для фортепиано с оркестром Ф.Листа.
По наблюдению В.Цуккермана, «вариационная и поэмная форма шли навстречу друг другу - вариации вбирали в себя большие контрасты и вместе с тем сливались в одно связное целое, в поэмах широко действовала вариационность, обеспечивая единство в разнообразии» [165, 195]. Прежде всего, здесь имеется ввиду метод монотематических трансформаций, который сложился в условиях жанрово-характерпых вариаций и стал одним из важнейших компонентов ЖКСП.
В то же время, аккумулируя отдельные закономерности, характерные для одночастных произведений первой половины XIX века, симфоническая поэма является по отношению к ним определенным масштабно-эстетическим синтезом. Этому, в значительной степени, способствуют ее глубинные преемственные связи с симфонией и сонатой - вершинными жанрами инструментальной музыки.