Ви є тут

Русская кантата на случай конца XIX - начала XX века: поэтика жанра

Автор: 
Крылова Вера Дмитриевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2010
Артикул:
296261
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
Содержание
Введение 3
Глава 1. Из истории кантаты «на случай». Вопросы классификации 11
1.1 Жанр кантаты: зарождение, развитие, виды 11
1.2 Этапы развития кантаты в России 18
1.3 Разновидности русской кантаты 29
Глава 2. Кантата «на случай» в творчестве русских композиторов конца XIX - начала XX веков 42
2.1 Роль и место жанра в культурной жизни общества 42
2.3 Константные элементы текстов. Кантата и гимн 57
2.4 Композиционные особенности 77
Глава 3. Музыкальный язык кантат «на случай» 95
3.1 Сфера прославления 95
3.2 Сфера эпического повествования 117
3.3 Сфера молитвословия 134
Заключение 143
Библиография 147
Приложение 1. Материал исследования 168
Приложение 2. Хронологический список русских кантат (1731 - 1917) 170
Введение
Не угасает интерес исследователей к проблемам русской культуры конца XIX - начала XX столетий. Особого внимания заслуживают те жанры, которые в силу самых разных причин до сих пор не становились самостоятельным предметом изучения. К ним относится, в частности, одна из разновидностей русской кантаты - кантата «на случай».
Музыкой «на случай» (нем. «Gelegenheitsmusik», фр. «musique d’occasion», англ. «occasional music») принято обозначать произведения, написанные по поводу определенных событий общественной жизни. Чаще всего это вокально-хоровые сочинения, имеющие текст, что позволяет конкретизировать ситуацию. Помимо кантат, хоров, гимнов, песен встречаются также инструментальные произведения - марши, увертюры. Однако именно кантата является наиболее распространенным жанром среди произведений «на случай» в исследуемое время.
Как правило, кантаты создавались композиторами по заказу для исполнения на торжественных мероприятиях, посвященных каким-либо событиям. Это могли быть коронация императора, юбилей деятеля искусства, коллеги, члена семьи, открытие памятника либо учебного заведения, празднование юбилейной даты со дня основания города и другие подобные случаи. Еще одна сфера использования произведения «на случай» - сочинение «in memoriam», сюда относятся, в частности, кантаты, посвященные ушедшим людям и написанные обычно к юбилейной дате со дня рождения1. К произведениям «in memoriam» относится также траурная кантата, создаваемая как непосредственный отклик на трагическое событие. При этом композитор не ограничен временными рамками при создании своего произведения, а доминирующей образной сферой является не прославле-
1 М. И. Лобанова пишет, что жанры «т тстопат», так называемые мемориальные жанры, олицетворяющие память в культуре, получили наибольшее распространение в искусстве XX века [120, с. 159].
17
писателю X. Хольбергу в Бергене (1884), кантата А.Дворжака «Американский флаг» (1893) посвящена Соединенным Штатам Америки, Я. Сибелиусу принадлежит кантата «По случаю Коронации Николая II» (1895).
Кроме кантаты «на случай» в эпоху романтизма развиваются и другие разновидности жанра. Баховская духовная кантата возрождается в творчестве Ф. Мендельсона, скорее всего, под влиянием своего кумира, Баха, он создает несколько духовных кантат («Christo, Du Lamm Gottes», 1827), «Wer nur den lieben Gott lasst walten», 1829 и др.). В таком же русле лежат хоральные кантаты М. Регера (например, «О wie selig seid ihr doch, ihr Frommen», 1904). Образцы камерной лирической кантаты немногочисленны, тем не менее, время от времени композиторы-романтики обращаются к этому жанру: «Смерть Орфея» (1827) и «Герминия» (1828) Г. Берлиоза, «Первая Вальпургиева ночь» (1843) Ф. Мендельсона, «Свадьба Прометея» (1867) К. Сен-Санса, «Амарус» (1897) Я. Сибелиуса и т.д.
Одной из областей применения жанра кантаты было экзаменационное сочинение при окончании консерватории. Жанр позволял начинающему композитору показать умение создать относительно крупную форму, работать с оркестровой партитурой, хором и сольными голосами. В Парижской консерватории ежегодно проводился конкурс на лучшую кантату, в качестве награды победителю присуждалась Римская премия, дающая право три года учиться в Италии. Г. Берлиоз в 1827 году представил на конкурс кантату «Орфей, раздираемый вакханками», которая была объявлена «неисполнимой», в 1830 году он получил Римскую премию за кантату «Сарданапал». Римской премией были награждены Ш. Гуно («Фернан», 1839), Ж. Бизе («Кловис и Клотильда», 1857), Ж. Массне (Давид Риццио», 1862), К. Дебюсси («Блудный сын», 1884) и др. В Венской консерватории проводился аналогичный конкурс, за лучшую кантату присуждалась Бет-ховенская премия. Первое серьезное сочинение ученика Венской консерватории Г. Малера кантата «Жалобная песнь» (1880) не было оценено ко-
18
миссией; не получив Бетховенской премии, композитор решил посвятить себя дирижерской деятельности.
Заканчивая краткий обзор зарубежной кантаты, отметим, что, в различные исторические периоды, в разных странах доминировали те или иные разновидности жанра, однако кантата «на случай» оставалась одной из самых стабильных. Несмотря на то, что подобные произведения занимали довольно скромное место, функционируя длительное время, как необходимая часть официальных и семейных торжеств, в них сформировался устойчивый комплекс признаков жанра, характерный именно для этого типа сочинений и в полной мере воспринятый русскими композиторами.
1.2 Этапы развития кантаты в России
В России кантата появилась в 30-е годы XVIII века во время царствования Анны Иоанновны, в период, когда все более интенсивным становилось европейское влияние на русскую культуру. Сведения об этом находим в трудах как историков - В. О. Ключевского, Н. И. Костомарова, С. М. Соловьева, [99, 110, 179], так и музыковедов — Ю. В. Келдыша,
Н. А. Огарковой, Н. Ф. Финдсйзена [87, 150, 199]. Десятилетие правления Анны Иоановны, как утверждает Н. Ф. Финдейзен в своем исследовании по истории русской музыки, «знаменует зарождение серьезных художественных основ в области музыкальной практики, /.../ в это десятилетие нашей государственной жизни были даны те образцы, по которым и стала развиваться музыкальная жизнь в России» [199, т. 1, с. 35].
Остановимся на проблеме заимствования жанра. Ю. М. Лотман, изучая византийское влияние на русскую культуру, высказывал положения, касающиеся функционирования инокультурного жанра на новой национальной почве. По мнению исследователя, жанр в этой ситуации вовлекается в процесс культурного диалога и при этом проходит через несколько стадий. «Сначала наблюдается односторонний поток текстов, которые от-