Ви є тут

Янгэ - жанр национального музыкально-хореографического искусства Китая

Автор: 
Ян Сяо Сюй
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2010
Артикул:
300795
179 грн
Додати в кошик

Вміст

3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Формирование представления о культуре разных народов является важнейшей задачей мирового современного искусствознания. В наши дни огромное значение для России имеют разнообразные экономические, политические, торговые, культурные, образовательные связи с крупнейшей державой Дальневосточного ареала — Китаем. Проникновение в особенности ки тайской культуры, ее традиций, а, значит, более адекватное понимание ментальности нации имеет в настоящее время не только узко специальное, то есть искусствоведческое, но - шире — поистине государственное значение.
В качестве одной из наиболее ярких форм выражения национального начала выступает, как известно, фольклор. Уникальной квинтэссенцией китайского народного творчества, на равных началах аккумулирующей в себе музыку, танец, жест, театрализованно-игровые элементы, является жанр янгэ. Янгэ без преувеличения можно назвать одним из ярчайших символов культурного континуума Китая из-за огромной популярности и востребованности жанра у населения, что обусловлено его демократичностью и массовостью. Изначально будучи частью традиционной культуры, то есть подлинно фольклорным жанром, насчитывающим многовековую историю развития, янгэ в настоящее постепенно приобретает и серьезную профессиональную базу, о чем свидетельствует внимание музыкально-хореографических коллективов, именитых композиторов.
Содержательный и богатый в художественном отношении жанр в его системном аспекте до сих пор не становился объектом приложения исследовательских сил. Между тем, янгэ как феномен, неразрывно связанный с инструментальным и песенным фольклором Китая, хореографическим и драматическим искусствами, как носитель самобытности этноса, безусловно, нуждается в специальном внимании.
Насыщенность и сложность структуры янгэ, обусловленность генезиса и развития историческими, геополитическими, социальными, бытовыми фак-
19
Коротенькие сцепки хобаоцзюй, то есть, в буквальном переводе, уличные песенно-повествовательные представления, появились в Китае не так давно. Они также, несмотря на не слишком продолжительную историю, являются обязательной частью сегодняшних массовых народных гуляний. Хобаоцзюй можно также рассматривать и как часть музыкально-хореографической культуры Китая, поскольку разнообразные движения, перекликающиеся и заимствованные из многих национальных танцевальных форм и жанров, являются составной частью рассматриваемых сценок. В этих представлениях шутливо высмеивается отсталость от века, рассказывается о политической обстановке и повседневной жизни, быте. Иными словами, хобаоцзюй представляют собой небольшие комедии на современные, злободневные темы.
Круг действующих лиц невелик - обычно это два-три человека. По драматургии сценка очень несложная, скорее схематическая, чем подробная: для этих представлений не требуется специальная сцена, сценарий и строгое следование ролям. От исполнителей ждут импровизации, включающей танцевальные, песенные элементы, а также искрометного юмора. Суть'таких представлений всегда сводится к сатирическому высмеиванию зла и торжеству добродетели.
Показательные выступления ушу
Частью массовых празднеств и национальной хореографической культуры являются и показательные выступления мастеров ушу. Исполнители одеты в традиционные костюмы и показывают свое искусство не с боевой целью, а на удивление и радость зрителям. Кроме того, демонстрация некоторых приемов и элементов этого боевого искусства безупречно оформлена с эстетической точки зрения и представляет собой сложное спортивно-военное танцевальное действо. Необходимо отметить следующий момент: отдельные элементы ушу часто входят в качестве составной части в другие музыкальнохореографические жанры, например, янгэ.
Кроме вышерассмотренных коллективных танцев-представлений, которые можно увидеть по всей стране, существуют еще более тысячи разнообразных жанров. Здесь перечислены лишь наиболее распространенные. Важно отметить, что их генезис связан с различными традициями - происхождение одних жанров сопряжено с древней дворцовой культурой, других с религиозными взглядами, третьих - с сезонными сельскохозяйственными работами.
Генезис и развитие жанра янгэ
В Китае янгэ бытуют с незапамятных времен. Однако сразу следует обозначить, что не всегда этот жанр носил свое современное название. Одни из первых упоминаний о них содержатся в труде древнего китайского ученого Ли Дьяо Юэна времен правления династии Цин «Нань Йой» («Краткие исторические записки»)7: «Ночыо собираются нарядно одетые деревенские девушки, шумят-галдят, под барабан моют несни-янгэ, люди толпятся, пытаются пройти»8. Этот отрывок - доказательство не только существования, но большой популярности янгэ более чем треста лет назад.
Есть свидетельства и более раннего существования янгэ на территории Китая: в их качестве выступают настенные росписи восточноханьских9 гробниц на территории Ляояна10. Генетическая связь изображений театральных постановок, которыми изобилуют росписи гробниц, и возникновением самостоятельного жанра янгэ хотя и признается вполне определенной, все же пока еще не достаточно исследована, и потому настенные росписи являются только косвенным доказательством бытования янгэ в Древнем Китае.
7 Эти записки представляют собою четырнадцать свернутых листов бамбука и являются ценными свидетельствами о культуре Китая. Они впервые опубликованы в Пекине в 1881 году. См.: JIo Сюн Йен Китайский народный танец. Шанхай: Шанхайское музыкальное издательство, 2006. С. 193.
8 JIo Сюн Йен Китайский народный танец. Указ. изд. С. 193.
9 Восточная (Поздняя) Хань - эпоха в истории Китая с 25 по 220 гг. н.э.
10 Северо-восточный янгэ. Пекин: Издательство «Культура и искусство», 2004. С. 1.