Ви є тут

Этапы развития чувашской профессиональной музыки к проблеме становления национальной композиторской школы

Автор: 
Данилова Ирина Витальевна
Тип роботи: 
кандидатская
Рік: 
2003
Кількість сторінок: 
253
Артикул:
133322
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение..........................................................4
Часть I. К понятию национальной композиторской школы..............18
Глава I. Национальная композиторская школа/НКШ/ как явление музыкальной культуры....................................................18
1.1. Категория НКШ в отечественном музыковедении..................18
1.2. Общая характеристика категории НКШ...........................19
1.3. Содержательная характеристика категории НКШ..................21
1.4. Становление феномена НКШ в историко-музыкальном аспекте 24
1.5. Историческая типологизация НКШ...............................30
1.6. Определение условий возникновения и развития НКШ.............38
1.7. Русская композиторская школа как модель дня развития НКШ советского типа.........................................................40
Глава II. Национальная композиторская школа советского типа.........37
2.1. Характеристика НКШ советского типа...........................45
2.2. Этапы развития НКШ советского типа...........................63
2.3. Проблема НКШ в регионе Среднего Поволжья.....................82
Глава III. Чувашская композиторская школа как НКШ советского типа .84
3.1. Чувашская композиторская школа. Общая характеристика...........84
3.2. Предыстория чувашской НКШ......................................91
3.3. Проблема периодизации..............;..........................100
Часть 1JL Основные этапы развития чувашской композиторской школы ..110
Глава I. Период становления чувашской композиторской школы (20-30-е годы) .......................................................110
1.1. Общественно-политические и общекультурные условия становления чувашской композиторской школы.........................................110
1.2. Инфраструктурные условия становления чувашской композиторской школы..................................................................115
1.3. Характеристика творческих личностей - представителей чувашской композиторской школы...................................................118
1.4. Композиторское творчество. Общая характеристика..............121
1.4.1. Воплощение современной темы в чувашской композиторской музыке.................................................................123
1.4.2. Академизация национальной профессиональной традиции в жанре обработки народной песни...............................................126
1.4.3. Жанры программной инструментальной музыки как движение к музыкальному театру....................................-...............132
1.4.4. Музыкально-театральные жанры в чувашской музыке............134
1.4.5. Жанр симфонии в чувашской музыке...........................142
з
1.5. Становление чувашской композиторской школы как НКШ советского типа........................................................147
Глава II. Период экстенсивног о развития чувашской композиторской школы (конец 50-х - первая половина 70-х годов)........................150
2.1. Региональный контекст развития чувашской композиторской
школы ............................................................'..151
2.2. Общественно-политические и общекультурные условия экстенсивного периода развития чувашской I ПСП I.......................154
2.3. Инфраструктурные условия экстенсивного периода развития чувашской композиторской школы.........................................167
2.4. Характеристика композиторского корпуса........................171
2.4.1. Востребованный тип композиторской личности..................174
2.5. Композиторское творчество. Общая характеристика...............175
2.5.1. Феномен национально-традиционного стиля в чувашской композиторской музыке..................................................175
2.5.2. Доминирование песенного жанра и проявления несеиности в композиторском творчестве..............................................181
2.5.3. Образные и жанровые предпочтения представителей национально-традиционного стиля в сфере инструментальной музыки 184
2.5.4. Отношение представителей национально-традиционного стиля к профессиональной традиции национальной музыки..........................187
2.5.5. Музыкально-языковые характеристики национально-традиционного стиля. Проблема музыкального двуязычия...................189
2.5.6. Оперный жанр в творчестве чувашских композиторов............192
2.6. Экстенсивный этап развития чувашской композиторской школы как высшая ступень развития ІІКШ советского типа на национальной почве 198
Заключение.........................................................202
Использованная литература..........................................212
Нотное приложение..................................................232
24
(социально-экономический) самой нации" (Шахназарова 1968:8) в значительной мере определяет масштаб художественных достижений национальной школы и значимость этих достижений в том или ином культурногеографическом контексте. Очевидная историческая многоуровневость проявления НКШ диктует необходимость рассмотрения категории НКШ в историческом контексте.
1.4. Становление феномена НКШ в историко-музыкальном аспекте. Основное "несущее" понятие в категории НКШ - собственно школа. Школа как "направление в науке, литературе, искусстве и т.п., связанное единством основных взглядов, общностью или преемственностью принципов или методов" (Советский...^!: 1529). Понятие "школа" принадлежит к древнейшим, вошедшим в научный обиход с эпохи Античности (лат. 8с1ю1а, от греч. Бс1ю1е), оно тесно связано с понятием "традиция". Последняя в данном контексте выступает как обобщение-синоним вышеперечисленных "взглядов", "принципов" и "методов" и характеризует школу как явление культуры: "Культура идет вперед и проходит собственные геологические эпохи, но, в отличие от земных пластов, ее пласты располагаются не только ло горизонтали, но и по вертикали... Преемственность включена в само определение культуры" (Баткин 1969:102). Собственно явление школы характеризуется наличием и передачей сознательно культивируемой традиции. Подобное сознательное воспроизведение традиции становится возможным при условии ее аналитического усвоения носителями, что является залогом профессионализации этой традиции и принципиально отличается от "спонтанного" воспроизведения традиции фольклорной. Следует добавить, что большей четкости в функционировании механизма передачи профессиональной традиции (а также в отслеживании этой традиции при анализе) способствует метод письменной фиксации. В новое и новейшее время основной формой-структурой передачи традиции становится учебное и научное учреждение, т.е. в прямом смысле школа. Подобное совпадение терминов вновь указывает на существеннейший признак школы - сознательную передачу осознаваемых и изучаемых традиций.
25
Еще один аспект понятия "школа" освещен в трудах М.С. Кагана, где это понятие локализуется и соотносится с национальными и провинциальными (локальными) проявлениями некоего художественного единства: "Понятие "школа" употребляется чаще всего для обозначения национальных и провинциальных разветвлений художественного направления" (Каган 1971:723). То есть в применении данного понятия всегда присутствует конкретный регионально-географический или этнокультурный оттенок. Заметим, что взаимоотношение школы как ответвления от основной традиции и собственно основной традиции несколько сложнее: представление о некоем "художественном единстве" возникает зачастую как обобщение созданного местными школами. При этом масштаб географического ареала, который может быть охвачен понятием "школа", никогда не является постоянной характеристикой и зависит от системы координат, в которой это понятие применяется.
Применению этому свойственны не только регионально-географическая, но и хронологическая многозначноегь. Продолжительность развития во времени явлений, связываемых с понятием школы, может разительно отличаться. Критерии определяются взаимосвязанными показателями: уровнем стилевого своеобразия школы в рамках определенного художественного единства и уровнем «•
ее художественных достижений. Кроме того, определенную роль играет степень исторической удаленности школы, поскольку детальному рассмотрению более подвержены хронологически приближенные к настоящему времени явления.
Показателем развития и углубления профессиональной традиции (школы) является ее разветвление и появление внутри нее "отраслевых" школ. В сфере профессиональной музыки европейской традиции таковые ответвления могут представлять собственно композиторские школы, различные исполнительские и музыковедческие школы. Отраслевой аспект проявляет' себя и в развитии композиторской школы как результате выдвижения тех или иных музыкальных жанров в композиторском творчестве.