Ви є тут

Камерный вокальный ансамбль в русской музыке: история и типология жанра

Автор: 
Наумова Екатерина Евгениевна
Тип роботи: 
история и типология жанра
Рік: 
2002
Кількість сторінок: 
374
Артикул:
172979
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Первый том
Введение 4
Глава 1. Становление и развитие камерного
ГО
вокального ансамбля и. : - 14
1.1. Хоровые истоки ансамбля 15
1.2. Романсовые корни жанра 21
1.3. Развитие вокальных ансамблей в XIX веке (исторический обзор классических образцов) 27
Глава 2. Монографические очерки 46
2.1. В. Д. Поленов 46
2.2. А. Т. Гречанинов 70
Глава 3. Типологические особенности
вокальной ансамблевой музыки 88
3.1. Становление инвариантных черт вокального ансамбля (на примере дуэта) 88
3.2. Жанры 95
3.3. Поэтический текст 108
3.4. Тембры 121
3.5. Роль партии фортепиано 133
Заключение 148
Список литературы 154
2
Второй том
Приложения
Приложение № 1. Хрестоматия
(Камерные вокальные ансамбли русских и зарубежных композиторов в педагогической и концертной практике)
Приложение № 2. Каталог камерных вокальных ансамблей
Приложение № 3. Справочник камерных ансамблей на стихи русских поэтов
Приложение № 4. Программа по вокальному ансамблю (две ступени обучения: колледж — вуз)
ораторий и кантат. Чрезвычайно распространённые в западной музыке, давшие миру непревзойдённые образцы ансамблевой лирики (дуэты и трио из “Magnificat” и множества кантат Баха, месс Моцарта, ораторий Гайдна) — они не вызвали к жизни подобных примеров в русской культуре. Кантаты отечественных композиторов XIX века чаше всего чисто хоровые, реже — с солистами. Мало что изменил в этой практике и век XX. В лучших отечественных кантатах и ораториях (Свиридов, Шостакович, Прокофьев) практически нет места дуэтам и трио.
Итак, мы стремились доказать главное: начиная с Глинки, русские композиторы шли по пути уравнивания в правах сольного и ансамблевого вокального исполнительства.
Глава 2. Монографические очерки
2.1. В.Д. Поленов
Творчество великого русского живописца В.Д. Поленова не перестаёт волновать современного зрителя. Его пейзажи, проникнутые поэтической музыкальностью («Бабушкин сад», «Московский дворик», «Заросший пруд») вызывают ностальгическое чувство. Каргины евангельского цикла («Христос и грешница» — главная работа жизни художника) побуждают зрителя заглянуть в свою душу и о многом задуматься..
Василий Дмитриевич Поленов (1844-1927) был сыном своей эпохи. Художник-универсалист, обладавший, по выражению исследователя его творчества О. Л. Лясковской61, «абсолютным зрением», он был не только
61 О. Лясковская В. Д. Поленов, 1884 — 1927. М., 1946. — С. 36.
45
превосходным театральным художником, архитектором, но обладал композиторским дарованием и приятным басом, тяготел к литературной, педагогической и просветительской деятельности.
Одарённый природной музыкальностью, он пронёс через всю свою жизнь страстную любовь к музыке. «Я люблю все искусства, все они мне дороги; архитектурой я занимался, поэзией и скульптурой наслаждался, а живописью и музыкой я живу. Живопись я называю моей духовной жизныо, а музыку моей высшей любовью. Живопись давала мне величайшие радости, но и огромные страданья, музыка — только первое. Оно и понятно: в живописи я работник и специалист, в музыке дилетант и почти профан. Живопись часто доводила меня до изнеможения, а музыка давала мне силы переносить тяжесть жизни»62. Ноленов не изменил своему первоначальному призванию живописца, но тяга к композиторской деятельности не стала пустым графоманством, а сделала из него композитора, пусть и достаточно скромного потенциала, не сопоставимого с титанами русской музыки XIX в. Художническая сторона не заслонила музыкальности. Скорее, они дружно сосуществовали. В музыке Поленов как бы закреплял найденное в живописи, дополнял, «договаривал», дослушивал. Так работа над иллюстрациями к стихотворениям Лермонтова привела его к мысли о написании нескольких вокальных ансамблей.
В свою очередь, его музыкальный язык впитал многие черты, бытовавшие в окружавшем его насыщенном культурном пространстве. Близкий друг и соратник С. И. Мамонтова и Ф. И. Шаляпина, Поленов получает в подарок фисгармонию — в знак одобрения его композиторской деятельности от самого С. И. Танеева. Многогранность В. Д. Поленова заслуживает того, чтобы имя его не только значилось в Музыкальном энциклопедическом словаре, как ныне это имеет место, но и получило объективную оценку как автора трёх опер, Всенощной, Литургии, инструментальных и вокальных ансамблей, романсов. Свои оперы Поленов написал на сюжеты, распространённые в русской культуры того времени: эллинский или средневековые рыцарские. Композитор не стремится к отражению реалий действительности, а довольствуется романтическими или
46