Оглавление
Введение..............................................................3
Глава 1. Инновационная концепция слухового контроля: общая теория и техника...............................................................11
1.1. Традиционные и инновационные формы контроля в музыкально-теоретическом обучении...........................................11
1.2. Тестирование: краткая история, общие принципы, классификация тестов...........................................................29
1.3. Техника конструирования тестов: типы и разновидности...........50
1.4. Общая модель системы слухового тестирования....................63
Глава 2. Компьютеризация музыкально-теоретического контроля как инновационное направление музыкальной педагогики......................77
2.1. Компьютеризация образования как педагогическая проблема........77
2.2. Компьютер в музыкальном образовании............................97
2.3. Тренировочные музыкальные программы и учебный процесс.........119
2.4. Компьютерные тестовые программы и возможности электронной адаптации слухового тестирования................................145
Заключение......................................................... 166
Список литературы....................................................170
Приложения..........................................................204
Введение
Инновационные педагогические технологии сегодня во многом связывают с внедрением в обучение компьютера, средств электронной коммуникации. Однако проблема состоит не только в том, чтобы компьютер появился в классе как средство мобильной доставки традиционной образовательной информации, в том числе, из глобальных сетевых ресурсов. Самой важной задачей является разработка нового подхода к электронным методическим материалам, поиск новых концепций и методик обучения, освоение дидактического потенциала информационных, инфокоммуникационных средств.
В диссертации ставится вопрос о возможности и принципах создания информационных методических ресурсов для системы контроля практических навыков в обучении музыкантов.
Практические навыки - чрезвычайно широкое понятие. В привычной для музыкальной образовательной среды трактовке это, прежде всего, сфера освоения инструмента, техники пения, дирижирования. В этом значении слова навыки - есть необходимый исполнительский комплекс, включающий владение такими вспомогательными действиями, как чтение с листа, запоминание, импровизация, а также специфические музыкально-психологические умения (игра в ансамбле, в оркестре, пение в хоре a cappella, пение и игра с оркестром и т. д.).
В данной работе понятие практических навыков употребляется в более узком смысле - по отношению к музыкально-теоретическому обучению.
В дисциплинах теоретического цикла (сольфеджио, гармонии, полифонии, отчасти анализе музыкальных произведений), основная цель которых может быть сформулирована как практическое освоение музыкальной теории, самую важную роль играет слуховое воспитание. Формирование и развитие способности тонко и детализировано оценивать слухом различные стороны музыкального текста - от ладового строения мелодии до особенностей
Принадлежала она Л. Островскому и была изложена не только в теоретических трудах, но и апробирована на практике - воспитание стилевого слуха отличало его педагогическую деятельность. А. Островский уподобляет формирование профессионального слуха музыканта историческому пути движения европейской музыки от классики к современности. В работе по методике сольфеджио он конкретно предлагает строить курс на изучении стилей. Учащиеся должны уметь «различать и выявлять в исполнении ладовые и ритмические особенности, характерные для музыки данного стиля (русская народная песня, русская музыкальная классика, музыка венских классиков, музыка старых полифонистов, современная музыка реалистических стилей и др.)», - утверждает педагог [219, с. 147].
Впоследствии идея стилевого воспитания получили широкое распространение в практике отечественного музыкально-теоретического обучения [81; 206; 207 и др.].
На кафедре теории и композиции Ростовской государственной консерватории историко-стилевая ориентация в преподавании теоретических дисциплин сложилась давно и является ведущей на протяжении почти всего периода существования вуза. Н. Тифтикиди в преподавании гармонии большое внимание уделял именно стилевым упражнениям и заданиям - гармонизовать в конкретном стиле мелодии, сочинять стилизованные гармонические прелюдии, модулировать в стиле, импровизировать в стиле, играть в стиле, слышать в стиле. Историко-стилевой принцип реализуется в курсах анализа музыкальных произведений и полифонии, стилевыми блоками строятся отдельные занятия по сольфеджио в группах различных специализаций, в том числе, в лицее. Оригинальную концепцию слухового воспитания осуществляет клавирная мастерская, где студенты исполнительских специальностей занимаются конкретной «расшифровкой» нотных текстов барокко и классицизма (руководитель Н. Диденко).
Естественно, что в научно-методической работе педагогов, диссертационных работах аспирантов и дипломных работах студентов интенсивно
разрабатывается проблематика стилевого интонирования и стилевого моделирования текстов (творческие работы, импровизации в процессе обучения).
В этом смысле особый интерес представляет диссертация В. Коваленко, посвященная проблеме импровизации в процессе обучения [145]. Обозревая многовековой опыт зарубежной и отечественной педагогической практики, автор отмечает, что одним из основополагающих принципов музыкальной дидактики во все времена был принцип музицирования, импровизации, изучения музыкальной речи путем вовлечения обучаемого в стихию музыкального общения, живого общения с музыкальной интонацией. Поэтому на сегодняшний день импровизация как дидактическое средство представляется неким инструментом для формирования знаний о музыкальном стиле и целостного освоения закономерностей музыкальной речи разных стилей.
Важнейшим условием свободной импровизации, а, в конечном счете, и музыкального воспитания вообще, является накопление разнообразного слухового интонационного багажа. Из этого следует, что педагог должен с особой тщательностью отнестись к проблемам выбора стилевых моделей, создания репертуарных списков для слушания, чтения с листа, выучивания на память. При отборе жанров, как подчеркивает автор, важно учитывать характер исполнительских специальностей. Главный акцент в этой работе сделан на то, что все упражнения, даже самые элементарные, должны быть определенными в стилевом отношении, т. е. сориентированными на изучаемые в курсе стили - классиков, романтиков, барокко, современной музыки.
В основе диссертационного исследования О. Коржовой также заложены идеи о том, что стилевое моделирование предполагает умение оперировать точными знаниями характерных особенностей стиля данной эпохи, композитора [149]. Для стилизации необходимо накопление богатого аналитического и слушательского опыта. Соответственно, чем богаче тезаурус, тем больше возможностей для творческой самореализации. Естественно, автор настаивает на том, что изучение средств музыки должно быть приоритетно развернуто в сферу музыкальной интонации как носителя музыкальной об-
- Київ+380960830922