Ви є тут

Книга песен Аль-Исфахани в аспекте межрегиональных музыкально-транскультуративных процессов

Автор: 
Назаров Абдуманнон Файзуллаевич
Тип роботи: 
кандидатская
Рік: 
1984
Кількість сторінок: 
197
Артикул:
134231
179 грн
Додати в кошик

Вміст

- 2 -
ОГЛАВЛЕНИЕ
стр.
ВВЕДЕНИЕ ................................................ 4
ГЛАВА I. "КНИГА ПЕСЕН" АЛЬ ИОМХАНИ В АСПЕКТЕ ЭВОЛЮЦИИ ДгеВНЕАРАБСШГО МУЗЫКАЛЬНО-ПОЭТИЧЕСКОГО ИСКУССТВА.................................................. 32
а) Традиции составления песенных сборников в контексте культур................................ 33
б) Древнеарабское кузыкально-поэтическое искусство............................................. 51
ГЛАВА П. МУЗЫКАЛЬНО-ТРАНСКУЛЬТУРАТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В ИСКУССТВЕ НАРОДОВ АРАБСКОГО ВОСТОКА ПЕРИОДА РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ./УПТУШ вв./.......................... 77
а) К вопросу о солярной характеристике музыкального восприятия................................. 78
б) Арабское музыкально-поэтическое искусство периода раннего средневековья..................... 88
в) Жизнь и творчество носителей музыкальных традиций........................................... 94
ГЛАВА Ш. МУЗЫКАЛЬНО-ТРАНСКУЛЬТУРАТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В ИСКУССТВЕ НАРОДОВ АРАБСКОГО ВОСТОКА ПЕРИОДА ЗРЕЛОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ /УШ-Х вв./.......................... 114
а) Музыкальная жизнь. Музыкально-поэтическое искусство. Музыкальная историография............. 115
б) Очерки жизни и творчества носителей музыкальных традиций................................... 133
ГЛАВА 1У. О ЗНАКОВОЙ СИСТЕМЕ В "КНИГЕ ПЕСЕН" АЛЬ-ИСФА-
ХАНИ.......................................... 156
а) Лада!........................................ 157
б) Ритмоформулы знаковой системы................ 172
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................. 180
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ........................ 187
3 -
"Что касается тех, кто вышел из местожительства этих народов, - например негров и суданцев Юга, различных кочевых /племен/ тюрков на Северо-Востоке, или же множества родов славян на Северо-Западе, то они в общем, выявляются в русле того специфически природного, что очевидно, в каждом из них, особенно в тех, кто углубился в Север.
I,
Эти народа, которые своим телосложением, продуктами питания и местожительством отличаются /друг от друга/ специфически природными /свойствами/, определяются также и лузыкальными инструментами, различными мелодиями, Поистине они (музыкальные инструменты и мелодии - А.Н.) собираются сегодня в одной стране, поскольку страна арабов охватывает жителей всех природных место-жительств, за исключением страны греков и римлян, и тех, кто граничит с ними, А о состоянии /музыки/ тех также возможно узнавать от их соседей и от множества других, кто вышел из страны греков и римлян в страну арабов и кто передал нам известия о них, а также и из книг древних греков по музыке теоретической*1.
Аль-Фараби. Большая книга о музыке, с. 110.
- 18 -
периодами правлений династий халифов. Древнейшие и самобытные музыкальные традиции народов Средней Азии остаются вне поля зрения исследователя, а некоторые сведения трактатов, в частности "Агани" Абу-ль-Фараджа, об этих традициях усматриваются в контекстах истории арабской и персидской музыки.
Вместе с тем труды Г.Дж.Фармера по истории арабской музыки бесспорно заслуживают большого внимания. Исследователю, обратившемуся к проблематике музыкального востоковедения, необходимо их серьезно изучать.
В западноевропейском языкознании в 60-ые и 70-ые годы нашего столетия заметно активизировался интерес к "Книге песен" аль-Исфахани. Биографиям носителей музыкальных традиций, упоминаемых в "Агани", посвящена диссертация западногерманского востоковеда Экхарда Нойбауэра "Придворные музыканты ранних Аббаси-дов" /У1.10/, а описанию и творчеству певиц "кийан" - исследование австрийца М.Штигельбауэра "Аббасидские придворные певица периода халифа аль-Мутаваккиля" /У1.12/. Материалы "Книга песен" широко привлечены и в работе швейцарского востоковеда Симона Шаржи "Арабская языка" /У1.5/. Изучению и расшифровке ладо-то-нальных форял знаковой системы, приведенной в "Книге песен" аль-Исфахани, посвящены труда немецкого языковеда Курта Закса /У1.4/ и английского ученого 0.Райта /У1.18/.
В странах зарубежного Востока попытки специальных исследований по "Книге песен" предпринимаются только в последние годы, а вопрос об изучении национальных и региональных традиций в аспекте взаимовлияний также совсем недавно стал интересовать арабских языковедов /Салах аль-Махди. см. U1.II/. Завершена работа египетского языковеда Ю.Шавки по терминологическоя аппарату "Книги песен" аль-Исфахани, которая, судя по его сообщению,
- 19 -
в скором времени должна быть опубликована /У1.20.970/. Привлекает внимание небольшая работа иранского музыковеда М.Баркашли "Сасанидское искусство - основа арабской музыки" /У1Д/, в которой освещаются "белые пятна" в истории музыки сасанидского периода и показано влияние /зачастую преувеличенное/ иранской музыки
Т
на арабскую и шире - мировую музыкальную культуру . Иранское влияние на арабскую музыку - излюбленная теш иранских ученых Р.Халеки, А.Шаъбани и др. Музыканты, музыкальные традиции народов Средней Азии, Закавказья /Барбат, Саркис, Аллавейх, Ибн Сурайдж и др./ рассматриваются ими как достижение исключительно иранской национальной культуры.
Особую ценность в изучении древнеарабской и раннесредневековой арабской музыки представляет исследование ливанского ученого Н.Асада "Певицы и пение в эпоху джахилийа" /У1.21/, где ученый в специальной главе на основе первоисточников, в частности, "Агани", рассматривает неарабское влияние на искусство доисламских певиц. Однако, автор, не будучи сам музыковедом /исследование носит филологический характер/, не дошел до конкретизации и обобщения этого влияния на уровне требований современной музыкальной науки. Кроме того, в его исследовании явно ощущается идеализация арабской "бедуинской" музыкальной культуры.
В советском музыкознании "Книга песен" была известна только по косвенным данным - в основном по работам Г.Дж.Фаршра и других западноевропейских исследований. В 1976 г. в журнале НАА /111.16/ была опубликована статья филолога Л.Е.Пастуховой "К истории песенного исполнения арабской поэзии", где автор, не имея по-видимому необходишх музыкально-теоретических знаний, пытал-
^ Об условности определения "сасанидское искусство" пишут Пугаченкова Г.А. и Ремпель Л.И.СМ. П. 23.145.