Ви є тут

Хор и ансамбль в оперном театре Вагнера

Автор: 
Костенников Анатолий Михайлович
Тип роботи: 
Дис. канд. искусствоведения
Рік: 
2005
Артикул:
172804
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ПЛАН
Введение
Вагнер об использовании хора и ансамбля в опере
Глава I Освоение традиции
— «Феи»
— «Риенци» - ансамблево-хоровая опера
Глава II Оперы дрезденского периода. Хор и ансамбль
в условиях становления музыкальной драмы
— «Летучий голландец»
— «Тангейзер»
— «Лоэнгрин»
Глава III Хор и ансамбль в условиях последовательного реформирования
— «Кольцо нибелунга»
— «Тристан и Изольда»
Глава IV Новая жизнь и расцвет хора и ансамбля в оперном театре Вагнера
— «Нюрнбергские мейстерзингеры»
— «Парсифаль»
3
5
18
18
25
53
53
71
100
123
123
140
146
146
165
Заключение
183
Список литературы
194
ВВЕДЕНИЕ
Творчество Вагнера, обращенное в будущее, еще при жизни композитора стало предметом активного изучения, освоения и бурных дискуссий. Однако, несмотря на обширнейшую литературу о немецком оперном реформаторе, его наследие еще содержит малоизученные пласты. В последние годы было создано несколько исследований, посвященных самым различным аспектам творчества Вагнера, в том числе изучению оперных форм [78,55]. К наименее изученным сторонам вагнеровского музыкального театра относятся ансамбли и хоры. Хоровым формам посвящены всего две статьи И. В. Коженовой [38, 39] и недавно появившаяся диссертация Д. Ю. Храмова [85].
В то же время роль названных форм в музыкальных драмах Вагнера в большинстве случаев очень велика. Проблема осложняется тем, что в литературных трудах самого композитора содержатся многочисленные критические высказывания по адресу использования хоров и ансамблей в оперном театре. Это обстоятельство, а также красноречивое отсутствие хора в первых трех операх тетралогии «Кольцо нибелунга» привели к тому, что в музыковедении сложилось вполне устойчивое представление об отрицательном отношении Вагнера к рассматриваемым оперным формам. Однако не только композиторская практика и, в особенности, последняя музыкальная драма - «Парсифаль», но и теоретические высказывания Вагнера, если их читать внимательно, а не вырывать из контекста, говорят об обратном. Поэтому одной из задач диссертации явилась реконструкция взглядов самого Вагнера на использование хоров и ансамблей в качестве оперных форм, очищение их от позднейших «наслоений», ставших своего рода музыковедческими «мифами».
Другой важнейшей задачей явилось рассмотрение конкретных ансамблевых и хоровых форм в операх Вагнера и их обусловленность драматическим действием. Таким образом, исследование всецело придерживается основополагающего реформаторского положения Вагнера об обусловленности всех музы-
18
Глава I
г ОСВОЕНИЕ ТРАДИЦИИ
«Феи»
Хор играет важную и значительную роль в развитии музыкальной драматургии опер Вагнера и является органической частью идейно-смыслового и эмоционального развития спектакля. Это присуще уже самым ранним операм композитора. Но в «Феях», «Запрете любви», «Риенци» Вагнер почти не выходит за пределы подражания уже существующим типам оперы, о чем он сам го-Ф ворит следующим образом: «...особо живыми были впечатления новейшей французской и даже итальянской оперы. Этот жанр совершенно овладел немецким оперным театром и составлял почти исключительно его репертуар. Вот почему влияние его на человека того настроения, в каком находился тогда я, должно было быть совершенно неустранимым» [14, 339]. И лишь начиная с «Летучего Голландца», Вагнер вступает «на новый путь творчества совершенно непреднамеренно» [14, 359], обнаруживая реформаторские тенденции, получающие свое наиболее полное развитие в позднем творчестве. Поэтому назван-• ная опера знаменательна во многих отношениях. В то же время в «Голландце» сказался опыт предшествующего творчества молодого Вагнера, освоившего к моменту создания оперы-баллады богатейший арсенал оперного спектакля. И в этой связи даже беглый взгляд на его первые сценические опусы даст возможность увидеть и понять процесс развития взглядов композитора на оперу. Насколько велика роль ансамбля и хора в оперном спектакле того времени, ярко проявляется в самой первой опере Вагнера - «Феи». В ней, начиная с первого акта, большое внимание, наряду со смешанными уделяется однородным хорам. В дальнейшем контраст между ними станет важным фактором музыкальной драматургии спектакля.
Различен и образный строй музыки хоров, особенно подчеркивающий
сказочно-романтический жанр оперы, что заставляет вспомнить оперы К. М. Вебера, Л. Обера, Г. Маршнера, Л. Шпора, Дж. Мейербера и других представителей немецкой романтической и большой французской оперы. Знакомство с оперным репертуаром у Вагнера происходило не только путем посещения оперных спектаклей в качестве зрителя, но более всего благодаря работе в оперных театрах в качестве дирижера. Известно, что в период создания «Фей» он, будучи хормейстером в театре Вюрцбурга, разучивал с хором оперы «Вампир» Г. Маршнера (1828) и «Роберт-Дьявол» Дж. Мейербера (1831), новые к тому времени. Подобным образом в течение года работы в вюрцбургском театре Вагнер познакомился, так сказать, изнутри с произведениями самых разных композиторов, что, безусловно, не могло не отразиться на его первой опере.
В «Феях» набравший силу талант композитора воплотился лишь в таких канонических оперных формах, как речитатив, ария, ансамбль и хор. Ее сказочно-романтический жанр во многом явился данью господствовавшей тогда в Германии моде на сверхъестественное и фантастическое, нашедшее особенно яркое воплощение в операх Вебера и сказках Э. Т. А. Гофмана. При всем этом сюжет оперы, созданный по драматической сказке К. Гоцци «Женщина-змея», заинтересовал молодого Вагнера не столько сменой фантастических превращений, сколько центральной идеей - утверждением верности и любви, дарующей свободу и счастье обоим главным героям. Именно эта идея в числе других ляжет в основу и будет развиваться на протяжении всего творчества композитора. Интерес к«Феям» заключается еще и в том, что эта опера предваряет будущие шедевры Вагнера, обозначая начало его творческого пути. А поскольку в ней огромную роль играют хоры и ансамбли, то она, естественно, представляет безусловный интерес в аспекте темы данной диссертации
То, что в «Феях» хор является важным драматургическим стержнем, связано с жанром оперы: ее либретто насыщено сказочными и бытовыми образами, для воплощения которых необходим хор: хор фей, хор спутников, хор духов, хор призраков, хор воинов, хор народа и др. Характерной особенностью является то, что каждое действие обязательно начинается и завершается хоро-