Ви є тут

О динамических процессах в музыкальной фактуре (на материале произведений украинских советских композиторов)

Автор: 
Игнатченко Георгий Игоревич
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
1984
Артикул:
320992
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ВВЕДЕНИЕ
В "Отчетном докладе ЦК КПСС ХШ съезду КПСС", в разделе, посвященном развитию советской литературы и искусства [2,с.83--85], говорится о необходимости еще более глубокого и художественно полноценного раскрытия в разных областях творчества темы современной социалистической действительности.
Аспекты проблемы воплощения современной темы в искусстве чрезвычайно многообразны. На уровне проблем теории искусств одним из таких аспектов является вопрос о современных выразительных средствах, адекватности их характера и семантики идейнообразному содержанию произведений.
Система выразительных средет©~*$фкдого вида искусства,в том числе и музыки, исторически подвижна й изменчива. Последнее следует понимать двояко: во-первых,как эволюцию каждого отдельного элемента этой системы,во-вторых,как изменение соотношения выразительных средств между собой с точки зрения их "удельного веса" значения и условиях того или иного художественного стиля.
Музыкально-творческая практика показывает,что выразительные средства музыки организуются не столько на основе координационных, сколько субординационных связей. В каждую историческую эпоху, а зачастую даже в каждом индивидуально-авторском стиле, главенствующая роль принадлежит какому-либо одному элементу выразительно-конструктивного комплекса или группе элементов.
Так, в музыковедческой литературе, в частности, в работах Л.Мазеля ^51,53,54] , подчеркивается ведущая роль гармонии, точ- | нее - ладо-гармонической функциональности, господствовавшей в европейской музыке на протяжении почти трех веков. "В системе средств этого искусства (европейской музыки ХУП-Х1Х столетий. -Г.И.), - пишет Л.Мазель,- главную формообразующую роль,основную работу по возведению прочных музыкальных конструкций взяла на
- 3 -
себя гармония" [54, с. 6(Л.
Другой пример. Как отмечает В.Холопова [97,98^1, в музыке композиторов XX века, в частности, у Стравинского, Прокофьева, Бартока, Шостаковича, особое, иногда первенствующее значение в становлении музыкальной драматургии и формы приобретает метро-ритм.
Изменения в характере соотношений выразительных средств музыки отражаются в направлениях и тематике музыковедческих исследований.
Монодическая музыкальная культура античной Греции закономерно породила современное ей учение о гармонии, понимавшейся как определенное системное сочетание мелодических тонов на основе ладовых связей.
Главенствующая формообразующая роль гармонии в стилях западноевропейского классицизма и романтизма отразилась в теоретических концепциях того времени, базирующихся на рассмотрении тленно ладо-гармонических явлений и их носителей - аккордов.
Б современном музыкознании идет интенсивный поиск новых методик анализа музыки, особенно необходимых при обращении к тем стилям, которые отличаются "смещением акцентов" в системе выразительно-конструктивных средств, выдвижением на первый план таких элементов, кале метро-ритм, тембр, фактура и др.
Особого внимания в свете сказанного заслуживают музыковедческие работы, намечающие перспективы развития в определенном смысле новых отраслей теории музыки: теории мелодии (книга Л.Мазе-ля - [52]), теории ритма (работы В.Холоповой - [97,98]), теории лада (исследование X.Кушнарева - [49]), теории фактуры (две книги Ю.Тшина - [88,89|; книга Е.Назайкинского - [64]) и др.
Данная диссертация посвящена одной из аспектов интенсивно раззивающеыся (по преимуществу, в отечественном музыкознании)
- 24 -
Публикации по теме диссертации [35,36,37] отражают ее основные положения: понятие фактуры в аспекте развития, концепцию фактурной плотности, закономерности сквозного развития в фактуре, взаимосвязь фактурного развития и формы и др.
Работа апробирована на заседаниях кафедры теории музыки Киевской государственной консерватории имени 11.И.Чайковского, кафедры теории музыки Харьковского института искусств имени И.П.Кот-ляревского, отдела музыки института искусствоведения, фольклора и этнографии Академии Наук УССР имени М.Т.Рьшьского, в докладах автора на республиканской и внутривузовских научных конференциях, а также в методических разработках автора на курсах дисциплин, читаемых им в Харьковском институте искусств.
- 25 -
ГЛАВА ПЕРВАЯ. ДИНАМИКА ФАКТУРНОЙ ПЛОТНОСТИ
Одной из особенностей звуковой материн, констатируемой при ее восприятии слухом, является феномен плотности. Выступая сравнительно редко предметом специальных исследований, это явление располагает зесьма развитой системой общепринятых понятий и обозначений: "плотная фактура", "разреженная музыкальная ткань", "фактурное уплотнение", "фактурное разрежение", "фактурное крещендо", "фактурное деминуэндо", "лапидарное изложение", "массивные аккорды", "недифференцированное звучание" и др. Несмотря на то, что все приведенные обозначения явно имеют переносный смысл, само употребление данных метафор свидетельствует о наличии реальных звуковых явлений, лежащих в их основе. Теоретическому обоснованию этих явлений, объединенных совокупным понятием "фактурная плотность", с акцентом на динамической стороне, то есть на процессах уплотнений-разрежений фактуры и посвящена данная глава.
Раздел I. Плотность как категория теории шактуры
Термин "плотность" не нов в музыковедении. Его использование при этом весьма многообразно. Еще Э.Курт в "Основах линеарного контрапункта" [47] пользовался понятием "плотность сплавления тонов" ( УУе гв т е1г и п^с1.1 с И е ), характеризующим
свойства гармонических интервалов - различную степень слитности звучания совершенных, несовершенных консонансов и диссонансов. Он же (3.Курт) употребил термин "плотность" совсем в ином значении в трутой своей работе "Романтическая гармония и ее кризис в "Тристане" Вагнера" - для характеристики явления количественного разрастания терцовой структуры аккордов, приводящего к уплотнению вертикали, образованию многоззучных аккордовых "столбов" [48,
с. 228].
Понятие "плотность" употребило в музыке и в более широком